А совсем напоследок приснился прекрасный сюжетный сон - один из тех, которые по пробуждении заставляют кусать локти - ну почему я не могу такие штуки придумывать нарочно? И почему я не в состоянии вспомнить и записать - или даже реконструировать те литературные тексты, которые я воспринимаю в снах?
А сюжет был такой. Дело происходит в альтернативной реальности а-ля 30-е гг. ХХ в., Европа. Небольшой город, где в принципе все друг друга знают, но именно город, а не посёлок. Всё в такой пастельно-весенней, нежной цветовой гамме. Заканчивается какая-то война между той страной, где городок, и какой-то соседней. Мой друг, лётчик, какое-то время назад вернулся с войны, и я (совершенно непонятный персонаж) спешу его проведать. И по пути на меня сваливается - то ли от встреченного мною автора, то ли просто откуда-то из окружающей ноосреды - рассказ в стихах про этого самого моего друга, такой размеренный, что-то типа длинной баллады. Сам рифмованный текст я не смогу воспроизвести, и это самое обидное - он был очень красивый; правда, я подозреваю, не на русском языке, потому что какие-то смысловые конструкции, очень кратко, метко и точно выраженные там в словах, я не могу даже воспроизвести заново на русском, слова не подбираются. Поэтому попробую передать хотя бы сюжетную композицию текста.
Начинается он с выражения радости от того, что наконец-то закончилась война, страна возрождается к жизни, а герои возвращаются домой, радостный город их встречает, празднует, и горожане начинают играть свадьбы. Там было какое-то отдельное выражение для свадеб, которые играются как бы задним числом, то есть - узаконивают уже состоявшиеся отношения (раньше, во время войны, как-то было, дескать, не ко времени и недосуг, а теперь наконец-то можно); и вот рассказчик выражает добродушное удивление некоторым из этих свадеб - мол, надо же, как оно, оказывается, и кто бы мог подумать! Там какая-то парочка довольно известных горожан среднего возраста, оказывается, встречалась уже довольно давно, а никто и не догадывался; какая-то девица из богатой семьи вышла замуж за вернувшегося с фронта солдатика, которого, оказывается, уже давно любила и была с ним тайно помолвлена, а родители и не знали; другая девица выскочила замуж за освобождённого с приходом мира военнопленного из тех, что были расквартированы в городке - у них был тайный роман во время войны; но самое удивительное из всего, по словам рассказчика - это то, что вернувшийся с войны "первый парень на деревне", сын уважаемого семейства, самый лучший во всём, любимец девиц и всего прочего населения, красавец, герой и лётчик, внезапно женился на какой-то совершенно невзрачненькой девчоночке из хрен знает какой безвестной и незаметной семьи, на такой серенькой-серенькой скромненькой мышке, которая во время войны работала сестрой милосердия в передвижном госпитале где-то поближе к линии фронта, а недавно тоже вернулась домой. Все в шоке, в удивлении и в ахуе от такого выбора, наблюдая совершенно счастливую пару. Как же так?
Дальше идёт рассказ о самом герое - дескать, он был парень хоть куда, один из самых крутых лётчиков-асов, удачливый, отважный, победил много врагов, совершил дофига боевых вылетов, и вот - вернулся живой, правда, однажды чуть не погиб, причём странным образом: возвращаясь с боевого вылета, неожиданно вырубился за штурвалом самолёта. Товарищи, летевшие рядом, видели, что он отключился, пытались его привести в чувство, кричали ему в радиосвязь, но бесполезно, и уже думали, что сейчас его потеряют, и уже самолёт начал уходить в пике, но в последний момент наш герой проснулся, успел выровнять машину и благополучно приземлиться. Товарищам признался, что заснул - это послужило поводом для шуток и подначек на всё последующее время.
(Стихи, которые я во сне воспринимала на слух с голоса, сопровождались картинками - я отчётливо помню этот эпизод - такой не очень быстрый самолётик с пропеллером, движущийся в светлом золотисто-голубом небе, кабина с прозрачным колпаком, поникшая голова в лётном шлеме, тревожные позывные из радиоэфира на несколько голосов, потом самолет начинает клевать носом и убыстряется к земле, потом пилот вдруг вскидывается, выравнивается, в эфире раздаются вопли и радостная ругань, группа машин поворачивает к аэродрому).
А теперь, говорит автор, я поведаю вам о том, что было на самом деле, и о чём герой повествования никому не рассказывал, но мне, автору, однажды не выдержал и проболтался. В том воздушном бою он был тяжело ранен (то ли пулей, то ли каким-то осколком) и во время полёта в самом деле потерял сознание. А дальше он как бы увидел сон, в котором он, сам не помнит как, оказывается на койке в переполненном госпитале вблизи передовой, и там его выхаживает вот та самая медсестричка - проходят какие-то дни, покуда не происходит кризис и раненый не начинает идти на поправку... и потом внезапно он приходит в себя в кабине своего самолёта, прошло всего несколько минут, в наушниках голоса товарищей, земля подозрительно приближается... И потом уже он обнаруживает на месте раны - хорошо заживший шрам. И что всё это было, как такое произошло - непонятно, но девчонка там, во сне, в госпитале, среди прочего успела сказать ему, откуда она родом - достаточно, чтобы по возвращении было нетрудно её отыскать.
Но есть, сообщает автор дальше, ещё одна тайна, которую счастливые супруги никому не рассказывают; и мне, мол, тоже не рассказали, но я же автор, поэтому я знаю. Девчонка (как выясняется, влюблённая в нашего героя ещё до войны и много о нём думавшая) тоже помнит, как он валялся у неё в госпитале, где никто так и не смог сообразить, как он там очутился и куда потом делся... ну что тут сказать - раненых сотни; кто-то в запарке, видимо, недосмотрел.
---------------
Определённо, в образах этого сна есть отголоски Миядзаки - "Ходячий замок Хаула" и "Порко Россо"; ещё поймала мотивы из "Last Exile", ещё в последние дни много копалась в истории Экзюпери. Доносился оттуда ещё какой-то Хэмингуэй и Ремарк.
А вот медведевские песни, что любопытно, нет, хотя по формальным признакам вроде бы напрашиваются; но сюжет совсем не оттуда, и ощущения тоже.