Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Умное про игры

Азрафэль azraphel откуда-то таскает очень всякие полезные для мастеров тексты.

1. Лариса Ретюнских
Игра и игроизация в поле субъектного выбора

2. Ю.Лотман
"Семиотика кино и проблемы киноискусства" (отрывок о сущности сюжета)


Начало 9-й главы
Все существующие в истории человеческой культуры тексты - художественные и нехудожественные - делятся на две группы: одна как бы отвечает на вопрос "что это такое?" (или "как это устроено?"), а вторая - "как это случилось?" ("каким образом это произошло?"). Первые тексты мы будем называть бессюжетными, вторые сюжетными. С этой точки зрения, бессюжетные тексты утверждают некоторый порядок, регулярность, классификацию. Они будут вскрывать структуру жизни на каком-либо уровне ее организации - будь то учебник по квантовой механике, правила уличного
движения, расписание поездов, описание иерархии богов античного Олимпа или атлас небесных светил. Эти тексты по своей природе статичны. Если же они описывают движения, то это движения регулярно и правильно повторяющиеся, всегда равные самим себе.
Сюжетные тексты всегда представляют собой "случай", происшествие (не случайно определение сюжетного текста "новелла" происходит от слова "новость") - до, чего до сих пор не бывало или же не должно было быть. Сюжетный текст - борьба между некоторым порядком, классификацией, моделью мира и их нарушением. Один пласт такой структуры строится на невозможности нарушения, а другой - на невозможности ненарушения установленной системы. Поэтому ясен революционизирующий смысл сюжетных повествований и значение, которое построение этого типа приобретает для искусства.
Будучи по природе динамическим, диалектически (85) сложным началом, сюжет в искусстве еще более усложняет собой структурную сущность произведения.
Сюжет - последовательность значимых элементов текста, динамически противопоставленных его классификационному строю.
Структура мира предстает перед героем как система запретов, иерархия границ, переход через которые невозможен. Это может быть черта, отделяющая "дом" от "леса" в волшебной сказке, живых от мертвых - в мифе, мир Монтекки и мир Капулетти, знать и простонародье, богатство и нищету. Герои, закрепленный за каким-либо из этих миров, в сюжетном отношении неподвижны. Им противостоит (чаще всего - один) динамический герой, обладающий способностью преодолевать границу, пересечение которой для остальных героев немыслимо: живой, он спускается в царство теней, простолюдин - влюбляется в дворянку, бедняк - добивается богатства. Именно пересечений границы запрета составляет значимый элемент в поведении персонажа, то есть событие. Поскольку разделение сюжетного пространства на две части одной границей является лишь наиболее элементарным ви-дом членения (гораздо чаще мы имеем дело с иерархией запретов разной значимости и ценности), то и пересечение границ-запретов, как правило, будет реализовываться не как однократный акт - событие, а в виде цепочки событий - сюжета.
Однако художественный сюжет движется в поле не одной, а, минимум, двух так или иначе соотнесенных (часто антитетически) иерархий запретов. Это придает сюжетной структуре характер смыслового мерцания: одни и те же эпизоды оказываются композиционно не равными самим себе, то выступая в качестве сюжетных событий с определенным значением, то приобретая иную семантику, то, вообще, теряя качество события. Поэтому, если нехудожественный сюжет однолинеен и графически может быть изображен в виде траектории движущейся точки, то художественный - переплетение линий, получающих смысл лишь в сложном динамическом контексте.

______________________________________

Бонус-трек: вчера смотрели художественный фильм "Осечка". Наш, 2000 г. Сюжет: в 196-каком-то году в Ленинграде решают устроить телетрансляцию Великой Революции в прямом эфире в масштабе один к одному. Для этого набирают актёров из кого попало, подходящих более-менее (включая, в частности, работников Зимнего Эрмитажа) по внешности и т.п., устраивают штаб революции в Смольном (в обкоме партии, значицца). Ленин, Сталин, Свердлов, Антонов-Овсеенко, матрос Железняк, Керенский, женский батальон, генерал Краснов, евреи из "Бонда", черносотенцы...
В назначенный час всё должно разыграться как по жёсткому сюжету нотам.
Но что-то пошло не так. А вошедшие в роль и в раж актёры немножечко заигрались. И получилось отличная городская ролёвка такое...
Коллеги-мастера, игроки и прочие! Кто ещё не видел! Все быстренько бежим, ищем, скачиваем и смотрим фильм "Осечка"! Это однозначно в фильмотеку игротехника. Я просто обливалась слезами. Такое родное... :-)
И кстати, великолепный набор красивых(!) характерных(!!!) лиц с хорошей(!) актёрской игрой. Ну ведь есть же... есть же.. Эх.
Tags: под лупой, практика игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments