Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Categories:

Экстрим и безопасность на играх - свежая мысль

Тут по ходу дискуссий вокруг поста ayta возникла у меня мысль немножко сбоку - но по вопросу безопасности и экстрима на игре.

По многолетнему опыту я знаю, что большая часть травм и неприятностей на играх происходит не потому, что мастера чего-то не предусмотрели, а потому что среди игроков много долбоёбов. Кстати, мы с yuksare уже даже писали подробный инструктаж по ТБ для таковых и публиковали, было дело, в "Magister Ludi" и "Моём Королевстве", сейчас этот текст можно найти на нашем сайте.

Игровая боевка - это просто отдельный вопрос, как действие, несущее элемент риска по определению, поскольку содержит спортивный элемент. Мы здесь ее касаться не будем, это отдельная область работы.

На прошедшем Зиланте Тоха-медик (Антон Волковский) делал доклад, где четко сказал, что подавляющее большинство травм и медицинских проблем на играх - это даже вовсе не боёвка и не общая ТБ, это обычная бытовуха в лагере (ожоги, порезы) и алкогольные отравления.

Честно говоря, я искренне считаю, что, за исключением моментов, которые зависят именно и собственно от мастеров - все остальное это дело рук самих утопающих, и на каждый чих не наздравствуешься.

Например, дело мастера - внятно огородить реально опасное место на полигоне (как мы на игре этого года огораживали люки-ямы на поле и шершнёвое гнездо, последнее, к несчастью, не сразу, а как обнаружилось по наличию пострадавших, но всё же). Дело мастера - обеспечить доступ к чистой воде. Дело мастера - обеспечить безопасный мост через реку, если это нужно. Дело мастера - обеспечить доступ к медпомощи для пострадавших или заболевших. Дело мастера - обеспечить безопасность в плане внешней агрессии (от ментов до гопников). Дело мастера - предусмотреть инструктаж по общей ТБ и действия в формажорных случаях (пожар, наводнение и т.п.).

При этом я отдельно хочу сказать о раскладах, где игротехникой предполагается элемент принуждения по отношению к действующим лицам (ограничение свободы, передвижений, физического комфорта, доступа к жизненно необходимым вещам, пище или лекарствам). В таких случаях вопросы ТБ - это ответственность именно мастера, жестко и четко, потому что игрок оказывается в ситуации невозможности позаботиться о себе самостоятельно.

А вот обеспечение личной индивидуальной безопасности игрока в его личных индивидуальных ситуациях, там, где игрок/персонаж свободен поступать по собственному выбору - извините, это проблема самого игрока. На игры приезжают взрослые люди, способные сами отвечать за себя. Поэтому, да, они имеют право прыгать, лазить, плавать и подвергать СЕБЯ САМОГО любым опасностям, которые они способны создать себе сами, и этого права у них не отнять. Да, возможно, это принесет другим людям гемор. Но пытаться "сверху" запрещать взрослым людям самим распорядиться собой я считаю еще большей глупостью, можете кидать в меня тапками.

Sic! Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я пытаюсь разделить ситуации, где вопрос безопасности человека зависит от других, а где - от него лично. Соответственно, следует различать и зону ответственности. В первом случае за это другим и отвечать, во втором - отвечает реально, в том числе и по законодательству, именно сам человек. И лично я склонна признавать за человеком право подвергать себя самого риску, в пределе - вплоть до премии имени Дарвина.

В качестве примера приведу печально известный случай с гибелью молодого долбоёба на ХИ-98. Парнишка полез на скальную тропку (куда проход был специально перегорожен мастерами) в доспехе и выпимши, сверзился в воду, утонул. К мастерам никаких претензий у закона не было, поскольку то, что зависело от них, они сделали - поставили ограждение. Они сделали, что могли, свою зону ответственности исчерпали. Далее был индивидуальный акт долбоебизма, который и остался на совести погибшего и того, кто был с ним.

Что, скажете, Ливанова зверь просто какой-то? Ага. А я просто имею в виду, что на самом деле "мастерским произволом" от таких ситуаций, когда человек действует сам за себя, долбоебически или нет, но где-то рисково - не застрахуешься НИКОГДА. Это иллюзия, что подобные ситуации как-то зависят от мастеров. НИКАК они не зависят. Меру индивидуального экстрима человек выбирает себе сам, и никто не в силах помешать ему, если он захочет этот личный экстрим увеличить (а не уменьшить). И неважно, сдуру, или ему это для чего-то на полном серьезе нужно, или он играет всерьез. Он всё равно сделает так, как захочет, что бы вы ни написали в правилах. И максимум, что может тут сделать мастер - это позаботиться о том, чтобы все прошли инструктаж, сделать всё для того, чтобы в выборе игрока обязательно был и безопасный вариант, например, за счет осведомленности.

Этический момент данного вопроса - на предмет того, имеет ли право некто подвергать себя риску с тем, что потом кому-то с этого будут геморы - я бы скорее вывела в ту же плоскость, в которой это рассматривают спортсмены, туристы, альпинисты, парашютисты и т.п., и где такое положение считается нормальным. Четкой грани нет, всегда каждый сам оценивает некую меру риска, свои силы, и всякий раз есть реальный риск не рассчитать. Ну что поделать, трус не играет в хоккей, всякое бывает, на это есть спасатели и медики, и это нормально.

Правда, тут снова может возникнуть вопрос о том, что такое игра - антураж-матрас, шоу-фестиваль, спорт, творческое мероприятие или еще что. В конкретно данном контексте, именно в вопросе о ТБ, лично я склонна рассматривать игру ближе к спорту, считая данную аналогию более корректной. В спорте всегда есть элемент риска и элемент сознательного выбора человека, хотя точно так же все бы хотели, чтобы не было ни травм, ни ЧП.

Еще раз: предлагаю разделять ситуации, в которых безопасность человека зависит от действий других, и ситуации, где безопасность человека зависит от него самого. И не испытывать иллюзий по поводу того, что во втором случае как-то повлиять на ситуацию сможет кто-то, кроме самого человека.
А в правилах четко обозначать зону ответственности мастеров (включая общую инструкцию по ТБ), зону потенциально опасных модельных взаимодействий (боевка, плен и т.п.) и зону индивидуальной ответственности игрока. И не лезть в последнюю.
Tags: вести с полей, мыслишки
Subscribe

  • Лена Степанцова

    Ушла Ленка Степанцова. Давняя хорошая знакомая и боевой товарищ из Казани, на Зилантах немало соли вместе съели. Ковид. Ленка, прощай. 🙁 Я плачу…

  • Незаслуженно забытые ролевые песни - 2

    (с)John Jude Palencar (фрагмент) Я несколько лет назад поднимала эту тему в связи с подготовкой концерта, но тогда не вывезла обработку горы…

  • Только у нас, только для вас, только один раз!

    Дорогие друзья! У меня есть одно прекраснейшее предложение. Если вы знаете об игре "Хогвартские Сезоны: Проклятое Дитя" и подумывали на неё…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments

  • Лена Степанцова

    Ушла Ленка Степанцова. Давняя хорошая знакомая и боевой товарищ из Казани, на Зилантах немало соли вместе съели. Ковид. Ленка, прощай. 🙁 Я плачу…

  • Незаслуженно забытые ролевые песни - 2

    (с)John Jude Palencar (фрагмент) Я несколько лет назад поднимала эту тему в связи с подготовкой концерта, но тогда не вывезла обработку горы…

  • Только у нас, только для вас, только один раз!

    Дорогие друзья! У меня есть одно прекраснейшее предложение. Если вы знаете об игре "Хогвартские Сезоны: Проклятое Дитя" и подумывали на неё…