Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Categories:

Культурная жизнь

Вчера, по приглашению друзей, мы с Семёном emris_kaz посетили Центр Кургиняна (http://www.kurginyan.ru/index1.php), театр "На досках". Посмотрели спектакль "Изнь" (стихи и постановка С.Кургиняна). Вкратце впечатления.

Спектакль был про мистическое странствие героя в реальности, исполненной лжи, блядства, насилия и прочих искажений и искушений, лишенной свободы и любви, изломанной роковыми предательствами и Машиной. Про слова, вещи и смыслы, вывернутые наизнанку и подменяющие друг друга. И про то, какая натурально почти безнадёжная жопа - разобраться в этом симулякре жизни и найти себя, свою свободу, путь и любовь. Что-то вот такое. Ну, по крайней мере, я это поняла так.
А, ну еще про то, как не любит автор рыночных либералов.


Очень стильный спектакль.
Сцена - черный глянцевый куб. Даже пол покрыт какой-то блестящей фигнёй. Цвета спектакля - черное, алое, белое. Гамма трансмутации. Хотя и не обыгранная в достаточной степени, по-моему. Но, как вариант, этого не имелось в виду.
Задняя стена - экран, туда проектором светят картинки и кино, включенные в спектакль. Кинохроника, старое кино - отлично! Но по-настоящему впечатлила игра со стрелочками, надписями и схемками, вынесенная на эту "доску" в мультипликационном режиме. Про сюжетно-ролевую игру по схеме мыследеятельности я уже слышала, а тут - спектакль по схемам, ага.
Там же - конструкции, по которым актёры передвигаются по стене, как человеки-пауки почти что. Особенно здорово, когда это путешествие по проецируемой картинке, прямо по движущейся. Синхронизация завораживает. Это ж суметь надо!
Пластика и самоотдача артистов - изумительно.
Это было о том, что порадовало.

Сам спектакль - сценарий и режиссура - лично мне как-то не очень. Оставил впечатление любительщины, вы меня всё-таки извините (пусть даже стильной, статусной и высокобюджетной). Несмотря на то, что Кургинян - режиссер со стажем. Но я, когда спектакль смотрела, о регалиях ничего не знала и других спектаклей не видела, так что что увидела - то спела. Хотя это в большей степени было шаманическое действо, нежели драма в более-менее классическом понимании. Говорят, автор и вправду изучал шаманские техники, и что это так и задумано. Но поскольку позиционируется это всё же как театр, постольку о театре.

От стихотворного текста страшно чесался мой редакторский нерв - когда не соблюдены ни белый стих, ни верлибр, ни стих классический рифмованный-ритмизованный - это очень режет восприятие. Возможно, я испорчена классикой и такой авангард мне не по зубам (хотя я вообще-то ценю и временами люблю хорошую авангардную и экспериментальную поэзию, необычные формы). Но по-моему, дело было не в авангарде. Текст, на мой взгляд, именно неаккуратный. Литературно неаккуратный. А слушать неважные стихи в течение трёх часов - ох, мама...
Нет, вы не подумайте, грешным делом, что я тупая - я знаю все умные слова, что были в этом тексте. Но я также понимаю, что запихнуть те слова и понятия, что использовались, а тем паче - схемы, подозрительно похожие на методологические, в стихотворный - нет, в поэтический! - текст - это ОЧЕНЬ смелая задачка. Ну, это... по-моему, затея не удалась. За попытку - спасибо.

Воспроизведение текста на сцене началось сразу, сходу с утробного крика и рычания - и так продолжалось все три часа, в постоянной истерической экспресии. Крик - это хорошее выразительное средство, но когда вся палитра состоит из него - это похоже на картинку, которая нарисована в гамме оттенков кислотно-флуоресцентного розового. Представили? Отож.
Вдобавок у актеров не всё в порядке с дикцией (может быть, именно из-за того, что они кричат, а не говорят). Текст, нагруженный не самыми простыми смыслами, нужно еще и сильно постараться, чтоб просто расслышать. По ходу спектакля регулярно возникало ощущение, что вот тут и вот тут бы вместо хриплых воплей использовать бы тихую чеканную речь, или четкое пропевание, или даже шёпот - и текст впился бы в мозг по-настоящему. А так - от этого монотонно-визжащего саунд-трека лично меня периодически просто бросало в сон. Нет, не в "транс от камлания" - просто в сон, от нервно-сенсорного перегруза. Нервная система начинала отторгать этот орущий натужный пафос.
Ну да, кстати, и с пафосом тоже, на мой взгляд, переборчик получился...

В общем, видимо, творческий метод автора оказался лично мне неблизок.

Еще один момент, который обычно часто отслеживается именно в работе творцов-любителей (в литературе особенно) - это страшная затянутость за счет того, что творцу-энтузиасту очень хочется впихнуть в произведение всё, что он придумал. Вместо того, чтобы отрезать всё лишнее, всё, без чего можно было бы обойтись.
Здесь, на мой взгляд, содержание спектакля (включая не только мессадж, но и структуру действа вкупе с воздействием на зрителя) можно было бы уместить в полтора часа без ущерба для. Ну честное слово. И ведь содержание-то было, да, и художественное решение интересное, и техника (проектор, свет, звук) использована не то, что грамотно - филигранно!
Короче, оставил спектакль больше недоумения и раздражения - особенно если учесть, что ничего нового лично мне он не сказал. Да, куча смыслов, но все уже знакомые и обгрызенные на десять раз.
И про то, что живем во лжи и в говне, идём во тьме вслепую, искушаемся, обманываемся, бьемся в плену у самих себя, и только любовь очистит и отмоет всё и откроет нам правду. И про то, что вот так строится реальность - из того, что мы думаем, чувствуем, делаем и говорим. Что построили, в том и живем. Но это не единственно истинная реальность.
Ну спасибо, я давно в курсе, мы работаем над этим вопросом. На открытие Америки не тянет. Ну да, ну и что? Нас пугают, а не страшно - потому что по жизни страшно же. (Хм. Или разве что это прицельно для тех, кому не страшно по жизни?..)

Можно было бы пообсасывать отдельные формулировки или художественные приёмы, отдельных красивых моментов хватало. Но я, воля ваша, какая-то примитивная, наверно. Как-то не особо интересно это делать, если действо в целом ничего внутри не сдвинуло. Если бы сдвинуло - было бы прикольно разобраться, как оно работает. А так...

Вечные смыслы - они тоже важны, нивапрос. Но либо в каком-то новом повороте, либо - когда душу трогает. А тут душу как-то вовсе не зацепило, хотя шла - очень открытая и настроенная на прием...
Или я просто "экзистенциально зажралась"?


Но вообще-то основная суть всего в этом заведении не в том.
Я, когда перед походом на спектакль почитала сайт Центра Кургиняна - в первую очередь про спектакль, посмотрела на афишку и программку, увидела в этом некий тезис и решила пойти и посмотреть, есть ли там доклад. Оказывается, спектакль - это был разогрев мозга, таки да - шаманское действо, дабы растормозить и размягчить публику. А собственно доклад - в кулуарном общении после спектакля, на чаепитии.

Кургинян, умный, ученый и весьма себе состоятельный дядька, принимающий деятельное участие в жизни страны, создал свой типа клуб, свою среду, где толкает свои вполне здравые, умные и полезные обществу идеи.
А чтобы приманивать туда народ - у него есть театр, киноклуб и политический клуб.
Народ собирается на культмероприятия. А он с ними общается и продвигает свое.
А основной озвученный тезис был в том, что постиндустриальные формы культурной (в высоком антропологическом и гуманистическом смысле слова) жизни, которые в какой-то момент подавали большие надежды - выродились, суть исчезла, остались только формы. Как он выразился - "жизнь ушла, тело разбухло".
Все пожрал Ктулху общества потребления и масскульта.
И теперь это следует собирать по крупицам и прятать в катакомбах, пока не дожрали последние крохи. Прятать - не в смысле прятать от людей. Ограждать от глянцевого быдла. Прятать ДЛЯ людей. Для тех, кому это таки все же нужно. Беречь целенаправленно, а если повезёт - то и развивать. Потому что без этого нет ни человека, ни жизни.
Ну собственно он именно этим, по его словам, и старается заниматься.
В этом лично я вижу благо.

Уходила домой с мыслью: вот так вот идешь куда-то в крутое такое место, к крутым таким умным людям, надеясь услышать если не откровение, то, по крайней мере, нечто очень важное, продвигающее. И в очередной раз приходишь, по результату, для того, чтобы услышать, что у людей (куда более образованных, прокачанных, статусных и состоятельных) - плюс-минус те же проблемы.
Tags: вести с полей, под лупой, про жизнь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments