Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Categories:

Пираты: Через край

Пиратов посмотрели.

Есть несколько базовых, основных сюжетов, которые можно найти и увидеть в любой настоящей истории. И если они в некой истории обнаруживаются - значит, она состоялась, была рассказана не зря. И уже как-то без разницы дальше - высокий там или низкий жанр, насколько повествование ново, рафинированно или затейливо. Это всё мулечки.

А фильм - захватывает. Такое ощущение, что пока публика лениво мусолила кости, казалось бы, этак бессистемно приключенскому второму фильму, кто-то неторопливо подкрался сзади, и - вот вам, добрый вечер, пожалуйте в реальный мир.

Зрелище феерическое, да, об этом даже говорить не вижу смысла. Пожалуй, уж в красоте-то этого фильма и заранее никто не сомневался. И правильно. И что там говорить. И так что давайте о сюжете, что ли.


Во-первых, о том, что за всё приходится платить.
Персональный ад эгоиста и самолюбовашечки Джека: белая соляная пустыня и усыхающий в ее беспредельности корабль с командой из его же собственных двойников. Да и вообще всю дорогу очаровашка-капитан ест собственное говно столовой ложкой, и это лично у меня не вызывает протеста - ибо заработал. Если бы этого не случилось - пожалуй, он уже начал бы вызывать отвращение, ибо сволочь должна ходить с набитой мордой, даже если это своя, родная, симпатичная и обаятельная сволочь. Хотя бы для того, чтобы не потерять окончательно человеческого лица.
Вот это, как мне кажется, первый ключевой сюжет, через который проходят так или иначе все центральные персонажи:
- Остаться живым - не главное. Главное - остаться собой.
А за то, чтобы остаться собой, плата рано или поздно становится предельной - и запредельной. Непременно спросится и за грешки, и за проделки, и за сам выбор. Вот все и получают по мозгам, так или иначе.
И ведь действительно - отличились-то все: никто не остался чистеньким, даже паладинистый Тёрнер-младший. И все получили - хватило через край. Захлебнулись судьбой - так, что она пошла горлом, и уже никак невозможно было - не начать отдавать; уже не платить - таки уже отдавать, потому что по-другому уже просто не получается...

Вторая тема - о том, как мир мифический, эпический, мистический, мир, имеющий огромную волшебную изнанку, где небо и вода, жизнь и смерть легко меняются местами, мир, где слово имеет вес и где сам мир может перевернуться от поступка человека - с болью, кровью, предательствами и войной превращается в мир человеческий со всеми его причиндалами - человечьим запредельным самомнением, жесткой поступью Машины (здесь - в лице Ост-Индской компании), душевным релятивизмом и "деловым подходом".
- Раньше мир был больше!
- Нет. В нем просто убавилось содержания...

И ведь понятно, что шустрая пиратская "победа" в финале - так, всего лишь последний удар хвостового плавника Кракена, уходящего на дно неведомых вод и оставляющего свою брошенную шкурку гнить на покинутом берегу. Последний отчаянный вдох-водоворот морской богини Калипсо, в унисон с коим отправляется на изнанку мира и сентиментальный дьявол Дэйви Джонс. Новый дьявол не будет знать сантиментов. Наступает эпоха Беккетов.

А третья тема, как я ее вижу - это освобождение, избавление. Через собственное искупление - или через чьё-то милосердие или любовь. Все герои, выжившие или погибшие, уходят, каждый по своему пути, - свободными. И Джек, и Барбосса, и Калипсо с Дэйви Джонсом, и Норрингтон, и папа-губернатор Суонн, и Сао Фэнг, и пираты из команды, и даже два солдатика-долбоёба, подавшиеся в морские разбойники. Ну, разве что кроме Беккета, у которого, похоже, в груди - один из узлов гигантского механизма Компании; и как клинит его в конце, перед гибелью! Впрочем, и это - его собственный выбор.

Судьба Тёрнера-младшего и Элизабет - наособицу. Уиллу - вечно плавать, женщине - вечно ждать; им ведь тоже есть, за что платить, верно?
Но даже такой финал, на самом деле - не западня для героя.
Ведь сердце Уилла Тёрнера, наполненное любовью и отданное в руки любящей женщины - и в самом высоком смысле пребывает в любви. Как Дэйви Джонс бросил свою работу проводника мёртвых, погрузился в собственные недоверие, ненависть и предательство, стал рабовладельцем и мучителем, дьяволом морей - так Уилл, изначально и всю дорогу ведомый любовью, выступил избавителем сгинувших на "Летучем Голландце" человечьих душ и стал совсем другим капитаном - своего рода морским ангелом, ведущим души всех погибших в мировых водах по пути к освобождению и покою.
Другие герои подобного сюжета - Эарендиль в своём бесконечном странствии по небесам с Сильмариллем на мачте, ведущий за собой птиц и корабли - и Эльвинг, бесконечно ожидающая его из плавания на своих райских берегах.
В общем, своим финалом вся эта сказочка пронзительно печальна по-человечьи - и очень светла по-божески. Потому что все свободны и для всех есть своя надежда. Что-то вроде того.
Tags: всегда, пираты, под лупой, про любовь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments