Есть несколько базовых, основных сюжетов, которые можно найти и увидеть в любой настоящей истории. И если они в некой истории обнаруживаются - значит, она состоялась, была рассказана не зря. И уже как-то без разницы дальше - высокий там или низкий жанр, насколько повествование ново, рафинированно или затейливо. Это всё мулечки.
А фильм - захватывает. Такое ощущение, что пока публика лениво мусолила кости, казалось бы, этак бессистемно приключенскому второму фильму, кто-то неторопливо подкрался сзади, и - вот вам, добрый вечер, пожалуйте в реальный мир.
Зрелище феерическое, да, об этом даже говорить не вижу смысла. Пожалуй, уж в красоте-то этого фильма и заранее никто не сомневался. И правильно. И что там говорить. И так что давайте о сюжете, что ли.
Во-первых, о том, что за всё приходится платить.
Персональный ад эгоиста и самолюбовашечки Джека: белая соляная пустыня и усыхающий в ее беспредельности корабль с командой из его же собственных двойников. Да и вообще всю дорогу очаровашка-капитан ест собственное говно столовой ложкой, и это лично у меня не вызывает протеста - ибо заработал. Если бы этого не случилось - пожалуй, он уже начал бы вызывать отвращение, ибо сволочь должна ходить с набитой мордой, даже если это своя, родная, симпатичная и обаятельная сволочь. Хотя бы для того, чтобы не потерять окончательно человеческого лица.
Вот это, как мне кажется, первый ключевой сюжет, через который проходят так или иначе все центральные персонажи:
- Остаться живым - не главное. Главное - остаться собой.
А за то, чтобы остаться собой, плата рано или поздно становится предельной - и запредельной. Непременно спросится и за грешки, и за проделки, и за сам выбор. Вот все и получают по мозгам, так или иначе.
И ведь действительно - отличились-то все: никто не остался чистеньким, даже паладинистый Тёрнер-младший. И все получили - хватило через край. Захлебнулись судьбой - так, что она пошла горлом, и уже никак невозможно было - не начать отдавать; уже не платить - таки уже отдавать, потому что по-другому уже просто не получается...
Вторая тема - о том, как мир мифический, эпический, мистический, мир, имеющий огромную волшебную изнанку, где небо и вода, жизнь и смерть легко меняются местами, мир, где слово имеет вес и где сам мир может перевернуться от поступка человека - с болью, кровью, предательствами и войной превращается в мир человеческий со всеми его причиндалами - человечьим запредельным самомнением, жесткой поступью Машины (здесь - в лице Ост-Индской компании), душевным релятивизмом и "деловым подходом".
- Раньше мир был больше!
- Нет. В нем просто убавилось содержания...
И ведь понятно, что шустрая пиратская "победа" в финале - так, всего лишь последний удар хвостового плавника Кракена, уходящего на дно неведомых вод и оставляющего свою брошенную шкурку гнить на покинутом берегу. Последний отчаянный вдох-водоворот морской богини Калипсо, в унисон с коим отправляется на изнанку мира и сентиментальный дьявол Дэйви Джонс. Новый дьявол не будет знать сантиментов. Наступает эпоха Беккетов.
А третья тема, как я ее вижу - это освобождение, избавление. Через собственное искупление - или через чьё-то милосердие или любовь. Все герои, выжившие или погибшие, уходят, каждый по своему пути, - свободными. И Джек, и Барбосса, и Калипсо с Дэйви Джонсом, и Норрингтон, и папа-губернатор Суонн, и Сао Фэнг, и пираты из команды, и даже два солдатика-долбоёба, подавшиеся в морские разбойники. Ну, разве что кроме Беккета, у которого, похоже, в груди - один из узлов гигантского механизма Компании; и как клинит его в конце, перед гибелью! Впрочем, и это - его собственный выбор.
Судьба Тёрнера-младшего и Элизабет - наособицу. Уиллу - вечно плавать, женщине - вечно ждать; им ведь тоже есть, за что платить, верно?
Но даже такой финал, на самом деле - не западня для героя.
Ведь сердце Уилла Тёрнера, наполненное любовью и отданное в руки любящей женщины - и в самом высоком смысле пребывает в любви. Как Дэйви Джонс бросил свою работу проводника мёртвых, погрузился в собственные недоверие, ненависть и предательство, стал рабовладельцем и мучителем, дьяволом морей - так Уилл, изначально и всю дорогу ведомый любовью, выступил избавителем сгинувших на "Летучем Голландце" человечьих душ и стал совсем другим капитаном - своего рода морским ангелом, ведущим души всех погибших в мировых водах по пути к освобождению и покою.
Другие герои подобного сюжета - Эарендиль в своём бесконечном странствии по небесам с Сильмариллем на мачте, ведущий за собой птиц и корабли - и Эльвинг, бесконечно ожидающая его из плавания на своих райских берегах.
В общем, своим финалом вся эта сказочка пронзительно печальна по-человечьи - и очень светла по-божески. Потому что все свободны и для всех есть своя надежда. Что-то вроде того.