Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Category:

Ща как менестрельну!

Тут полетела дискуссия на форуме Чугункона - по поводу конкурса менестрелей, предполагаемого турнира и т.п. Некий молодой человек высказал там ряд тезисов, от которых лично у меня рука потянулась к пистолету. В результате написалась реплика, которую мне хочется повесить и тут, потому что кроме стрельбы, там содержится ряд общетеоретических мыслей на менестрельную тему.


О менестрелях

Спасибо премногомудрому Gaellan’у, что высказался от имени (хотя и не по поручению) ВСЕХ монстров и мэтров оптом, сообщив нам сразу несколько полезных вещей, до которых человечество не могло додуматься издавна и по сию пору:

- что турниры и состязания менестрелей – суть мероприятия бессмысленные и мало интересные;
- что оценивать выступление менестреля можно исключительно по отдельным параметрам и критериям, поскольку узка специализация менестреля;
- что мастерство менестреля, оказывается, находится в зависимости от стажа в ролевых играх;
- что оно также находится в зависимости от количества собственноручно написанных песен;
- и, наконец, что «звёздочка» еще никому не помогала. Это – особенно ценное замечание, нес па?

И до кучи выдал готовую к употреблению «табель о рангах», расставив всех по своим местам (знай, мол, всяк сверчок - свой шесток!).

Я тут, в свою очередь, но не переходя на личности, сообщу несколько мыслей. Наверно, мой скромный стаж с гитаркой и в жюри нескольких песенных конкурсов все-таки позволит мне вякнуть там, где вещает сам великий?

1. У представителей того или иного искусства или мастерства, кроме собственной гордости за себя, любимого, и свое творчество, бывает еще и особенная «цеховая» гордость – у актера за театр, у художника за живопись, у кинорежиссера за кино, у пивовара за пиво – и т.д. И есть такая штука, как цеховые мероприятия (конференции, фестивали и т.п.). В том числе – и разного рода состязания, которые предназначены не только для того, чтобы выделить перспективный молодняк, но и для того, чтобы у зубров и мэтров порох в пороховницах не залеживался. А также – в честь собственно искусства! Ритуальное состязание – одна из древнейших форм восславления, в том числе и собственного искусства. И лучшие считали за честь состязаться. И не считали оскорблением участие наравне с начинающими – состязание само расставляло всех по местам. Конечно, и награды, и кары за проигрыш бывали разными – но суть все равно была в самой сакральной роли состязания. Олимпиады в Греции, турниры в средневековой Европе – те примеры, которые на слуху у любого.
Это я к тому веду, что кроме как «себя показать со сцены», существуют и другие, более древние, священные, острые и интересные формы представления своего искусства. Кстати, участие в состязании объединяет гораздо больше, чем в простом концерте.
Кое-кто здесь, конечно, высказался о ролевой песне, которой он отдал бла-бла-бла… но мне всегда казалось, что радение о ролевой песне заключается не в высокомерности суждений и не в избегании острых обстоятельств. Слишком похоже получается на Охотника с дипломами (того самого, из «Обыкновенного чуда»).

2. Если обратиться к источникам (конкретных не назову, ибо не помню на память, но могла бы назвать Алина, например, или Иллет, которая писала статьи о менестрелях), можно узнать, что так называемые менестрели бывали, как и у нас сейчас, очень разные. Одни пели только чужое. Другие клали на музыку чужие стихи. Третьи писали стихи и водили за собой певца-музыканта, который их исполнял, ибо сами петь не умели вообще. Четвертые полностью творили сами. Но если доходило до состязания – судили по результату. Насколько зрителя проняло, то есть. Не делили по номинациям, критериям, параметрам и т.п.
Ирландские барды (и не только они, такое было в традициях многих и многих народов) в процессе своего обучения должны были выучить дикое количество песен, сложенных до них. И если певец не знал наследия – то, как бы ни был он талантлив, полного статуса он получить не мог.
Никогда не считалось зазорным исполнение чужих песен, вне зависимости от того, написал ты хоть сколько-нибудь своих или нет. Напротив – есть освященное временем мнение, что песня обретает жизнь только тогда, когда отделяется от своего автора и начинает передаваться из уст в уста.
Весь этот дележ песен на «свои и чужие», эти счеты, кто больше написал и кто у кого чего спел – по-моему, дешевка, искусственный понт, который заменяет настоящее движение в искусстве.
Я, как автор, радуюсь, когда поют мои песни. И охотно пою чужие – Скади, Лорку, Джема, Медведева, Леголаса, песни Алой Книги и т.д. А они охотно делятся со мной песнями, да. Мы как-то между собой каждой песней не считаемся, знаете ли, и разрешений на исполнение не спрашиваем и не даем. Детский сад какой-то, ей-богу…

Я все это говорю к тому, что мастерство менестреля – это штука очень сложная и неоднозначная, и делить это на кусочки – процесс неблагодарный. Неслучайно в процессе судейства мы очень часто нарываемся на то, что формальные критерии просто отказывают – то есть, опытный певец со своим собственным неплохим текстом, с хорошей гитарной техникой и приличным вокалом может неожиданно очень легко оказаться бледненьким по сравнению с неуклюжим новичком, которому вот здесь и сейчас, именно в эту минуту, посчастливилось «высечь искру». Которого вот прямо здесь и сейчас на миг осенило крыло волшебной птицы. Даже если это было локальное озарение. И никто не докажет в таком раскладе, что он «не должен» быть победителем.
Победитель – это не тот, кто должен. Это тот, кто смог здесь и сейчас.
И уж подавно не тот, кто горазд теоретизировать, брюзжать на коллег и конкурентов и разъяснять, почему он не поет здесь, здесь и здесь.

3. Очень хорошо, что мы не стесняемся вспоминать, что менестрели игрового сообщества – это не совсем обычные авторы и исполнители стихов и музыки. Творчество менестреля – это, в первую очередь, именно исполнение песни. В некоторой определенной ситуации, в некоем жизненном, если хотите, сюжете. Это имеет свои корни в определенной сакральности песенного творчества – с тех еще времен и традиций, когда певец был немного жрецом, немного колдуном, который создавал песню не как самоцель или акт самовосхваления, а использовал ее как этакий волшебный инструмент для воздействия на окружающий мир.
Песней не только услаждали и развлекали – песней убивали, поднимали к бою, обличали, лечили, заставляли любить, смеяться или плакать. Песня во многом была оружием, орудием – инструментом, средством для достижения какой-то определенной цели, отличной от того, чтобы «послушать песню».
Ролевая песня имеет вот такое интересное отличие от «сценической» - она может исполняться в ситуации, в сюжете. Зачастую и исполняется. Когда на игре, извиняюсь, за банальный пример, Финрод выходит на песенный поединок с Сауроном, простите, никто не считает баллы за вокал, музицирование и авторство. Как же судят, спросите вы? А вот так вот. Душой. По совокупности факторов. По влиянию. По действию.
Я вижу очень большую ценность вот этой вот собственной фишки, делающей ролевую песню в своем роде отдельным видом искусства (а по сути, возвращающей песне ее полноценную роль).
Турнир есть возможность реализовать вот эту самую уникальную черту ролевой песни – ее осмысленность в драматических (в широком понимании слова), в сюжетных обстоятельствах, ее могущество как инструмента в руках и в устах певца.
Умение чутко реагировать на обстановку, на настроение аудитории, на требование момента, умение петь для людей, а не просто демонстрировать себя, любимого, умение разговаривать песней, а не просто воспроизводить свое или чужое произведение – вот что необходимо для того, чтобы быть менестрелем, намного больше, чем техника или непосредственное авторство. Если ты здесь и сейчас сумел немножко изменить мир – тогда ты менестрель, нет – так, «выступающий».
(Собственно, именно поэтому лично мне катастрофически не хватает на «менестрельниках» настоящего, неформального, игрового состязательного момента. Отсюда и предложение о настоящем турнире для настоящих мастеров).
Менестрельник, который происходит сейчас – это, по сути, отборочные состязания. Убогая и примитивная процедура отбора на нем лично меня давно не удовлетворяет. Разве что в качестве прослушивания перед допуском к основному состязанию. Где смогут участвовать уже и мэтры, и допрыгнувшие новички, и те претенденты, которые нарабатывают уровень давно и упорным трудом. И где судейство будет не по формальным критериям, а по действию же.

Резюмируя для особо амбициозных: Турнир Менестрелей – это священнодействие во славу песни, а не гонка за плюшкой и не мерянье пиписьками. Постарайтесь понять и попрошу впредь не путать.

Я думаю, что вполне возможно сделать Турнир интересным для тех мэтров, в ком еще не протух адреналин, не иссякло вдохновение к со-творчеству и не отвалилось чувство юмора. Легче, господа менестрели, легче! Улыбайтесь! Чувство собственной важности – скверный помощник на сцене.

Tags: Чугунок, вести с полей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments