(приятельница Джона Уилмота, графа Рочестера, шлюха из борделя).
Героя сей повести любят все - жена и мать, слуги, актеры, шлюхи, повесы, друзья-аристократы и сам его величество. Граф Рочестер беспробудно пьет, гуляет и трахается, похищает женщин, пишет стихи, попадает в тюрьму, критикует короля, совершает безумные и сомнительные проделки - словом, берет от жизни все и сполна платит по счетам. Умирает он, долго и страшно разлагаясь заживо, пожираемый сифилисом...
Фильм, в особенности его вторая половина, породил у меня четкие ассоциации с книгой Иова. Только это чуток другая история - о человеке, который взошел на гноище сам, ведомый некоей странной, буквально панковской гордыней... По крайней мере, посыл там примерно тот же: "Мы все живем в грязи, но я по крайней мере не лгу, что это не так". Грязь и Дух, жизнь и смерть, любовь и бесчувственность, цинизм и великодушие - этими красками написано полотно (ага, фильм решен в узнаваемой живописной манере). Портрет с обезьянкой. Причем тут Иов? Наверно, при праведности. Странной такой праведности, которая заключается в одном - в невероятной честности главного персонажа (называть его героем язык не очень поворачивается, не тот пафос).
Можно видеть, как человек проходит ад на земле, понимая, что это ад, и проходит его по собственной воле, как бы показывая всем, что этот ад есть здесь и сейчас, и что он из себя представляет. И при этом человек остается собой - даже в поиске не изменяя себе, но изменяя себя. Судьба, достойная уважения, невзирая на провалившийся нос. Великолепная, с моей точки зрения, человеческая гордыня, посрамляющая дьявола, но не посягающая на Божье место. Я бы сказала - расчищающая место для Него. Как, собственно, и происходит в финале, хотя это может быть не совсем очевидно.
Депп прекрасен. В каком-то из интервью он как-то сказал, что в каждой роли играет себя самого - какой-то своею гранью. О да, здесь это чувствуется в полный рост. Депп, сам по жизни уебан еще тот, много накуролесивший в свою пору, играет такоже отменного уебана. Очень достоверно.
Однако при всем при том - что-то не дотянуто. Мессадж понятен, но - кино, которое, по идее, должно вынимать душу, по большому счету, только щекочет. В самом начале нас обещают напугать до отвращения и отвратить до ужаса - но все вполне остается в рамках. Грязь на улицах, похоть на лицах, похмелье, миньет за кадром, изуродованный шанкрами прекрасный контур лица... образы на уровне, не хватает чего-то - то ли внутреннего ритма всей картины, то ли жесткости... Слезы там, где стоило бить наотмашь. Короче, если бы не Депп со своей внутренней напряженностью - кино было бы, скорее всего, просто никаким. Фильм одного актера. Вся фишка в том, что человек знал, что играет. Потому и получилось.
Upd: подборка рецензий на фильм - http://afisha.yandex.ru/reviews.xml?event_id=6709172&