"...Устаю очень от людей одержимых. Не увлеченных, не живо интересующихся чем-либо, а именно одержимых, потому как иначе это просто не назовешь. Такие люди всегда поначалу представляются интересными и разносторонними, и, по правде говоря, так оно все и обстоит на самом деле - пока к человеку не присосется, будто склизкая пиявка, какая-нибудь идея. У каждого эта идея своя, и тут уж никогда не угадаешь, что может закрепиться у человека в голове, что может присосаться, а что - нет. Но стоит только идее проползти в сознание своей жертвы и укрепиться там, начав бессовестно паразитировать, то человек сразу же меняется - постепенно забывая о всех своих прежних интересах и увлечениях, кормя только лишь одну свою пиявку. Она не устает. Она не ослабляет свою холодно-липкую хватку. Она продолжает день за днем сосать из человека соки, сокращая его поле зрения до своих, до предела узких, границ. А человеку наивно кажется, что он новый мир перед собой открывает; он находит таких же, как он сам, счастливчиков, чтобы обсудить, как грызли его сегодня, и как же это приятно.
Увлечения не променивают на старых друзей, не занимают ими всю жизнь без остатка; интересуясь чем-либо, не меняешь себя целиком, выворачиваясь наизнанку в угоду паразиту. С пиявкой - совсем другое дело. Пиявке хочется размножаться, ей нужно поселиться в головах новых жертв, и чем больше их будет - тем лучше ей. Человеку приятно угождать паразиту. Он тут, рядом, он дарит новый смысл жизни - так зачем же искать что-то другое?
Разговоришься так со старым, проверенным, знакомым - и тут внезапно понимаешь, что будто и не он с тобой говорит; и что ты его уже и не интересуешь вовсе, и что тебе, живому, он предпочтет своего паразита, одну идею, что только и занимает его. "Ты не понимаешь, нет, ты меня совсем не понимаешь, это все совсем не так!" - разгоряченный, скажет он тебе в ответ на любую фразу, хоть как-либо соприкасающуюся по смыслу с его идеей; или, наоборот, не ответит ничего, а промолчит, и обидится слегка будто бы. Пускай. Я не хочу понимать. С меня уже этого всего достаточно."
(с) http://heeve.livejournal.com/168956.html
Даже не знаю, что добавить...
Ну вот разве что - вот так бывает, когда идеал и путь подменяются ментальным паразитом, принимающим идеалообразную форму. Разница, на мой взгляд, в том, что идеал подразумевает возможность усомневания его на каждом этапе пути - идеалу это не страшно. Ментальный же паразит в первую очередь убивает в человеке способность себя усомневать. Вот что-то в таком духе...