МОСКВА. Ещё один осиротевший котик. Ещё не забрали, так что кому?
https://www.instagram.com/p/CE4MvVCHP9e/
И вот безотносительно этого конкретного котика - или наоборот относительно? - мне всю дорогу реально интересно: когда человеческая цивилизация дозреет до адекватного решения вопроса проблем животных, "симбиотичных" с человеческим обществом. Но думаю, что, увы, не раньше, чем будет решён вопрос с голодными и выброшенными людьми. 😒
Или нет?
Это офигенно сложный вопрос, конечно.
Мне кажется, тут есть один важный момент, причём не столько экологический или биологический, сколько антропологический. То, что я отмечаю чисто по жизненным наблюдениям, не хочу сейчас лезть в дебри науки, буду говорить обыденным языком.
Животные, которые живут внутри человеческого общества (как вид или как особь), коммуницируют с людьми и научаются многому от людей, становятся, образно говоря, несколько бОльшим, чем животные. Умственно, эмоционально. Личностно, если хотите.
Это уже не дикие иные существа, живущие самостоятельно в природе, чья жизнь от нас зависит только в той мере, в какой мы согласны не убивать их самих или их места обитания.
И не безымянные и безликие (для нас) организмы, которые существуют в виде живой массы на ското-, зверо- и птицефермах, и для нас, если честно, заранее мертвы. Они рождаются, едят, плодятся и умирают, не приобретая индивидуальной судьбы, не становясь чем-то, кроме сырья. По факту, хорошо это или плохо - сейчас не обсуждаю, но для человеческого общества их как бы нет, а нас не существует для них иначе, чем в качестве кормушки.
А вот те, кто живёт с нами и среди нас - зависят от нас гораздо сильнее. Примерно так же, как наши человеческие дети, наши старики, наши инвалиды. Для человека они не дикие чужаки и не мясо-шкура. Они друзья, воспитанники, компаньоны, соратники, сотрудники, помощники, члены семьи. Мы наделяем их именами и индивидуальностью, но это не только наше восприятие - они в самом деле изменяются, обучаются, развиваются и становятся в каком-то смысле (и в какой-то доступной им мере) человекоподобны. И мне кажется, что если мы их изменяем и развиваем (опять же, как вид или как отдельную особь, которой вот так свезло), если мы, люди, сделали их такими - зависимыми от нас и уже полуразумными - то мы отвечаем за них в большей степени, и в большей степени должны сделать им счастливую жизнь и нормальное взаимобезопасное сосуществование с людьми.
Ну да, существуют законы, охраняющие домашних животных, существуют государственные приюты и программы помощи, существуют волонтёрские и общественные инициативы, которые справляются в той или иной мере. Они как-то фрагментарно (где-то больше, где-то меньше) работают с этим вопросом.
Но мне кажется, что тут зреет почва для какого-то цивилизационного, категориального, общечеловеческого сдвига парадигмы.
Не могу пока его сформулировать, для меня самой тут больше вопросов, чем ответов. Просто чувствую этот разрыв и периодически думаю об этом.
А пока вот, очередной кот.