?

Log in

No account? Create an account
Мы нуждаемся в прикосновениях - Очередная рабочая тетрадка — ЖЖ
Апрель 10, 2019
03:32 am
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Мы нуждаемся в прикосновениях
ТАКТИЛЬНЫЙ ГОЛОД

Дети лучше себя чувствуют и спокойнее себя ведут, когда их много обнимают или просто касаются (держат на руках, ведут за руку, гладят по голове, массируют спину, теребят и щекочут). Кажется, это общеизвестный факт.

Тем не менее, для взрослого мир прикосновений как будто ограничивается сексуальными отношениями. Каждое стремление к прикосновению немедленно эротизируется в интерпретациях. Причём это тенденция последних десятилетий: прежде мужчины чаще обнимались и хлопали друг друга по плечам, пожимали друг другу предплечье или колено, ерошили волосы. Женщины чаще выражали привязанность грумингом: помощью с расчёсыванием волос, массированием плеч, чаще целовали друг другу щёки (а не изображали поцелуи) и гладили по лицу.

Сейчас каждый человек, который стремится к физическому контакту с людьми своего пола, по умолчанию подозревается в гомоэротизме: всё, что может содержать секс потенциально, в массовом сознании его содержит обязательно. Люди очень редко касаются друг друга вне контекста сексуальных отношений или физической агрессии. Причём вторая тоже очень часто эротизируется: “вы чувствуете напряжение между ними?”

Возможно, дело в том, что у детей и взрослых принципиально разные потребности? Но почему же раньше они были примерно одинаковы, и человеку требовалось так часто касаться других людей? Многим кажется, что даже матери раньше чаще обнимали и целовали детей, чем это делают сейчас.

Если посидеть в обсуждениях в социальных сетях, можно услышать порой удивительные вещи. Одна женщина рассказывает, что думала, будто страдает чрезмерным сексуальным влечением, пока не пошла на парные танцы. Вскоре она обнаружила, что влечение у неё самое обычное. Похоже, ей просто хотелось прикосновений, и в голове они накрепко были связаны с сексом…

Откровения такого типа можно встретить не только в связи с танцами, но и у тех, кто завёл себе собаку или кошку (один юноша сообщал, что, кажется, на кошке научился общаться, поскольку легче стало думать, глядя на девушку, не только о сексе, но и о том, насколько было бы приятно с ней встречаться в принципе, и даже понимать, что сейчас она хочет, чтобы он проявил сочувствие). Возможно, постоянный контакт с ребёнком - среди факторов, снижающих влечение молодых мам, наравне с более неприятными, вроде депрессии, усталости или депривации сна.

Вероятно, прав тот, кто высказал впервые идею: Фрейд совершил великое открытие, заявив о животном начале в человеке и том, насколько важен для нас секс, а его поклонники совершили великое закрытие, сведя все животные импульсы человека к сексу. Поскольку для социальных животных очень важно постоянно касаться друг друга, чтобы поддерживать связи внутри стаи и убеждаться, что ты ещё социально признан и не исключён - примерно к этому механизму относится явление "рукопожатности". Наше животное начало требует прикосновений без продолжения, прикосновений ради прикосновений.

Эту потребность принято называть тактильным голодом, относить к разновидности сенсорного голода (жажде получать информацию от мира различными способами) и осторожно примерять к ней название окситоцинового голода - стремления получать именно подкрепляющий социальные связи гормон доверия, который вырабатывается при частых прикосновениях внутри “своей стаи”, если они не окрашены агрессией. (И прикосновения в час пик относятся именно к агрессии - это нарушение личных границ без личного согласия).

Окситоцин - вообще очень интересный гормон. Он не только вызывает приливы нежности и поддерживает уверенность в себе, но и уменьшает тревогу и снижает болевые ощущения (вот почему детям бывает намного легче, если во время болезни их обнимают, гладят или хотя бы держат за руку). Он помогает быть внимательнее к чужому настроению. Нехватка окситоцина, по некоторым теориям, приводит к большому риску развития депрессии, повышению уровня тревожности и агрессии.

Человеку так важно получать окситоцин и вступать в физический контакт с другими людьми - раз в неделю или пять раз на дню - что, вероятно, после эротизации обществом прикосновений, которое привело к уменьшению тактильного контакта между людьми и чёткой ассоциации его именно с сексом - эта потребность привела к массовой одержимости сексом, наряду с другими факторами, вроде распространения порнографии и массовым мифов о сексе как базовой потребности.

Особенности действия окситоцина говорят нам, что без тактильных контактов человек может серьёзно заболеть, а без секса как такового - нет. Именно тактильный контакт - наша базовая потребность, наряду с потребностью во сне, пище и воде.

К сожалению, культура контакта сейчас утеряна, и большинство людей будет испытывать неловкость и стресс, пытаясь вступать в тактильные взаимодействия даже с родственниками. По счастью, обнимать кошку, причёсывать друг другу волосы и танцевать танго по-прежнему помогает.

Текст: Лилит Мазикина специально для паблика Ресурсная психология.

Tags:

(19 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:iampuding
Date:Апрель 9, 2019 11:18 pm
(Link)
+++
[User Picture]
From:eriol_mithlas
Date:Апрель 10, 2019 12:04 am
(Link)
Все так.
[User Picture]
From:anna68
Date:Апрель 10, 2019 04:19 am
(Link)
Правильно: кошку надо обнимать. Потому как если ей не понравится, она в худшем случае нашипит и царапнет, но в домогательстве не обвинит и иск не подаст:))
[User Picture]
From:toivoa
Date:Апрель 10, 2019 05:26 am
(Link)
Все так. Но тут еще и кому как повезет. Я вижу вокруг много людей (девушек), в тех компаниях, где сама оказываюсь (в кспешной среде, в основном), у которых достаточно много тактильного контакта- объятия при встрече и прощании, сесть рядом, массировать плечи или перебирать волосы... А между мной и окружающими будто стена. Возможно, потому что приятельские отношения не достигают нужной степени близости. Ну нет у меня почти подруг, мне с мужчинами интереснее общаться.

И еще гендерные стереотипы, будь они неладны. У мужчин принято пожимать друг другу руки при встрече и прощании. На встречи ГРаНИ собираются почти только мужчины. И со мной вместо рукопожатия они обмениваются вежливыми кивками. Потому что не принято.

В итоге, что такое тактильный голод, знаю очень хорошо. Может, потому так и заценила исторические танцы (которые достаются все равно только один-два раза в год, а на регулярной основе на это нет ресурсов). Что слону дробина. Так и живем. И ничего с этим не поделаешь.
[User Picture]
From:aywen
Date:Апрель 10, 2019 08:11 am
(Link)
По этикету инициатива пожимать руку положена женщине. Я, правда, этого не очень умею.
[User Picture]
From:ran_del
Date:Апрель 11, 2019 01:30 pm
(Link)
Ниже galenel уже точно сказала – у ролевиков с обнимашками все гораздо лучше, чем в среднем; так что в результате и местные [Камчатка] ист. танцоры, которые возникли на базе ролевого клуба (хоть и не все при этом ролевики), традицию приняли; ну в танго-сообщество я ее легко интегрировал, там это вообще как бы профессиональное – обниматься, нужно было только расширить немного рамки идеи. :-)
Короче, при тактильном голоде – бегом в одно из таких мест. В разных городах оно конечно по-разному, но тен-ден-ци-я, однако!..
[User Picture]
From:toivoa
Date:Апрель 11, 2019 01:42 pm
(Link)
Знаю. Но мне и там так же не везет :-) Точнее, не везло, пока (до рождения детей) сама играла в ролевые игры. Теперь по-прежнему хочу, но на участие в них не хватает ресурсов времени и сил.
Но вообще... Вот Зилант- куда уж более ролевая тусовка (или вот бельтайн под Питером пару лет назад). А ведь и там пресловутый голод утоляется только теми же историческими танцами отчасти. Потому что опять-таки, для того, чтобы здороваться объятиями, нужно иметь приятельские отношения определенной степени близости. При отсутствии близких знакомых по-любому оказываешься в вакууме. Это, в общем, нормально. Но от этого легче.
Как там правильно в статье было замечено, уже озабоченной временами себя чувствуешь... Хотя нужен-то отнюдь не секс, а банальное "подержаться за руки" и "чтобы погладили по спине как кошку", причем совершенно неважно, кто.
[User Picture]
From:ran_del
Date:Апрель 11, 2019 02:00 pm
(Link)
Э-эм. Знаешь, у нас старшая доча родилась очень «ручной», и нередко требовалось длительного укачивание перед сном. Причем на маме она спать не хотела, потому что присасывалась к груди и ела без конца, но не спала. :-) Поэтому качать – это была в основном моя работа… и да, чтобы было понятно – чаще всего не механически в коляске, а на собственном пузе в слинге, и попой сев на фитбол (на нем в таком положении можно часами, практически бесконечно, «полу-подпрыгивать», совсем не уставая), а то ногами тоже не набегаешься. :-)
Ну так и вот. Это было время, когда могло не хватать, например, времени для сна. Но вот чего-чего, а обнимашек (с ребенком, соотв-но, но вполне настоящих) было ПРОСТО ЗАВАЛИСЬ. :-))
Ну и да, только сейчас, когда дети уже подросли (и к большому сожалению, живут теперь не рядом), снова возник дефицит – оттуда, в частности, как раз и исттанцы вместе с танго. :-)
Это все собственно к чему: детей для целей обнимания использовать не помогает?.. :-))
[User Picture]
From:toivoa
Date:Апрель 11, 2019 06:38 pm
(Link)
Не, с детьми не катит. Я сама хочу чувстовать себя ребенком. Хочу, чтобы меня обнимали, меня держали за ручку. Это наверное глупо звучит и вообще типа не про то, и тем не менее. С детьми мне очень приятно только, когда младшая забирается между моей спиной и спинкой стула. Или когда садится на меня верхом, на поясницу. Вот это прямо здорово. А так и лежу с ними (с младшей так очень долго приходилось лежать на засыпание), и обнимаемся, и слинг или рюкзачок были все младенчество обеих... И все-таки не то.
[User Picture]
From:ran_del
Date:Апрель 12, 2019 01:41 pm
(Link)
Понимаю. :-) Значит, дело в том, что у меня немножко другой любимый «оттенок» объятий – это когда именно _обнимаешь_ сам (т.е. как бы «прячешь» в себе того, кто меньше), а не когда обнимают _тебя_. :-) («Хочунаручки» тоже в принципе было в жизни, но лишь несколько раз, когда внутри всё становилось _совсем_ плохо.)
[User Picture]
From:tinwet
Date:Апрель 10, 2019 08:42 am
(Link)
К сожалению, вот недавно nature publishing groups опубликовали статью, что никакого отношения окситоцин к обнимашкам не имеет. Да и вообще, если посмотреть на эту тему pubMed, а не популярных психологов, то по ключевым словам oxitocin и hugs можно найти ровно одну статью ))
Есть статьи о том, что повышение уровня окситоцина усиливает просоциальное поведение - но это, как-бы, наоборот, не от обнимашек окситоцин, а от окситоцина обнимашки.
[User Picture]
From:ran_del
Date:Апрель 11, 2019 01:47 pm
(Link)
Не просто социальное, а доверие и бескорыстие в _собственной_ социальной группе, при неизменном (ни в плюс, ни в минус) отношении к «чужим». «Гормон парохиального альтруизма», пруф если надо найду. И обратно, совместное социальное поведение со «своими» (в первую очередь «благополучное», как например совместная еда) – повышение окситоцина. Т.е. если смотреть только сюда – вроде чисто социальная штука.
Но. Есть давние опыты Гарри Харлоу (см. «Природа любви» в вики) о необходимости тактильного контакта [это сразу и на следующий пост ответ]; и много опытов, на которые я к сожалению не дам точных пруфов, потому что доверял рассказывавшему специалисту, но суть там – изучение формирования привязанности мать–ребенок в период вскармливания с контролем пролактина и окситоцина. Ну и обратные опыты на животных, когда теленок, например, рождается через кесарево (в этом случае окситоцин запускается слабо, и если теленок не начнет сосать, то не запустится вообще), либо рождается нормально, но окситоцин у самки медикаментозно блокируют – итог один: не просто отсутствие лактации, а полное нарушение социальной связи, т.е. если корова теленка не выкармливает, она его вообще не признает (не вылизывает, не греет, отталкивает и пр.). И если это не прямое действие (окситоцин=обнимашки=любовь), то лишь на одну ступеньку дальше (окситоцин=лактация=обнимашки=любовь).
[User Picture]
From:tinwet
Date:Апрель 11, 2019 07:27 pm
(Link)
у Харлоу нет ли слова про окситоцин, и я бы не стала ставить знак равенства между родительской депривацией в сенситивный период и социальными обнимашками взрослых людей. А то получится примерно как в этом комиксе
http://phdcomics.com/comics/archive_print.php?comicid=1174
[User Picture]
From:ran_del
Date:Апрель 12, 2019 02:09 pm
(Link)
Точно, Харлоу окситоцин не мерял. Но у меня в голове в общей канве «что с чем связано» его эксперименты по _результатам_ четко ложатся в ту же серию «формирование привязанности родитель-ребенок через объятия».
Прямого равенства между родственными родитель-ребенок и социальными обнимашками взрослых нет. Но речь в исходном тексте шла о том, что нам не хватает социальных обнимашек как родственных (своего рода грумминга), а не как формального ритуала. Родственные обнимашки – это окситоцин. (Еще раз прости, для меня это факт: тот случай, когда слушал курс – конкретно по подготовке к родам – у квалифицированного педагога, но слушал как «пользователь», и поэтому не писал пруфы, т.к. заведомо не собирался потом преподавать его сам. :-) ) И отсюда – ТАДАМ-М-М – великолепной простоты и логичности вывод: значит, в социальных обнимашках нам тоже не хватает окситоцита!!.. :-))
(Хотя, как препод и чуть-чуть научник, да, прекрасно знаю, что «"следом" не означает "вследствие"», а следствие не равно тождеству (т.е. прямая связь не означает обратную).)
[User Picture]
From:tinwet
Date:Апрель 12, 2019 07:03 pm
(Link)
ну если мы начинаем мериться не публикациями, а "я слушал курс...", то поверь нейробиологу, который такие курсы читал, - нет, это так не работает. Поэтому я просто повторю, что связи между грумингом и последующим повышением уровня окситоцина не найдено, хотя, наоборот, корреляция между повышением окситоцина и последующим усилением груминга найдена.

А в формировании детско-родительской привязанности задействованы эпигенетические факторы, влияющие на количество рецепторов к много чему, в том числе к серотонину и кортизолу. И окситоцин там может быть опосредован через пятое, десятое и даже двадцатое место. Есть исследования, что у матери повышается окситоцин, который влияет на чувство привязанности к ребенку (логичный эволюционный механизм, чтобы не убить это мелкое, постоянно орущее), а сбои могут быть связаны с послеродовой депрессией, но это, опять же, про другое.
[User Picture]
From:ran_del
Date:Апрель 13, 2019 12:30 pm
(Link)
Это было не «меряться», а извинение с пояснением в одном флаконе – почему я что-то уверенно утверждаю и при этом не могу дать ссылку на пруфы. Там была к.б.н., по базовой специальности цитолог, и лично мне знакомая как квалифицированный и ответственный специалист – но поскольку сам я чистый технарь и курс слушал исключительно с прикладной т.з. – то не писал исходники, а фиксировал только результаты. Так и получается, что например «при совместной трапезе повышается уровень окситоцина» я помню, но кто, когда и насколько серьезно это исследовал – не скажу.
Верю твоей информации и опыту. Но и у нее при случае спрошу тогда подробнее, откуда все.
[User Picture]
From:tinwet
Date:Апрель 10, 2019 08:48 am
(Link)
а что касается того, что раньше больше тактильно взаимодействовали друг с другом, - так и спали, как правило, вдесятером в одной комнате (в деревнях), ну или по трое-четверо в городах.

про то, как росли дети более состоятельныз родителей в пансионатах и школах, откуда возвращались только на каникулы, у нас тоже много свидетельств.

Понятия телесных границ для большинства были весьма размыты, - возможно, бОльшее количество прикосновений, как приятных, так и не особо, вытекало именно из этого.
В общем, я бы не стала делать столь далеко идущих предположений про телесные взаимодействия и окситоцин.
[User Picture]
From:haez
Date:Апрель 10, 2019 10:39 am
(Link)
Один за другим в ленте идут посты: кто-то пишет, что нефиг лапать меня, лапать вообще вредно, и родственники тоже не должны детей обнимать! это покушение на личное пространство! Но тут же заметка о том, что надо 12 обнимашек в день, иначе вырастут дебилы! Но потом про домогательства: меня на работе обнял коллега (любого пола), мне противно! Но тут про тактильный голод! Как определиться? Мне кошка точно не подходит, они верткие какие-то, а муж лысый, его не причешешь.
[User Picture]
From:galenel
Date:Апрель 10, 2019 02:10 pm
(Link)
Имхо, каждый может определиться только по личным ощущениям - противно ему или приятно :-))
Я кинестетик, как-то ухитрилась собрать вокруг себя людей, которые с удовольствием обнимают меня при встрече. В период тактильного голода и жизненных неурядиц просто ходила на контактную импровизацию, это было просто спасение. Но вообще у ролевиков с этим всем гораздо лучше, чем в среднем по больнице.
Творческая Мастерская "Время Дороги" Разработано LiveJournal.com