Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Categories:

Тайненькое знаньице - духовный опыт

Нынче ночью довелось мне посетить собрание общины учения Дзогчен под руководством Чогьяла Намкая Норбу Ринпоче. Дзогчен - это такое буддийское учение. Намкай Норбу - это такой старенький уже дядечка-Учитель, живет он где-то в дальних краях, а со своей общиной (рассеянной по разным странам) общается то приезжая с визитами, а чаще - "по телефону", то есть - путем прямой аудиотрансляции.
Там планировалось так называемая "передача" – то есть, пение мантр под аудиоруководством Учителя, во время которого он при помощи волшебного слова посылает молящимся импульс повышенного осознания, выводящий на некоторое время в это самое состояние. И только после этого человека считают готовым к изучению дзогченовских методичек и к собственно практикам. Соображение такое – мол, сначала человек должен понять, что это такое, и только потом – практиковать.
Повела меня туда подруга Маша, которая в порядке своих духовных поисков и общего образования периодически посещает те или иные духовные практики. Сама она там уже не впервые, передачу получила еще в ноябре, теперь периодически туда нахаживает. И книжки читает. Ну вот мне тоже стало интересно, а книжки-то она мне не дает! Ну вот и я решила за передачей сходить.


Чудеса начались с вечера.
Приходим мы туда с Марией. А эти ребята арендуют помещение в каком-то промышленном здании - просто пустой зал с ковролиновым полом; там набросаны подушки для сидения и стоит алтарь. И столик с посудой для чаю. И все. Ну так вот, подходим мы на проходную, Машку там уже знают в лицо - примелькалась, а меня спрашивают - а ваша фамилия в списках есть?
Машка говорит:
- Нет, нету, она в первый раз, она со мной, на передачу...
Парень на проходной, мне:
- Как ваша фамилия?
Машка ему:
- Да нету ее в списках, не записывали... (и мы уже соображаем, как сейчас будем решать вопрос о моем присутствии).
Парень в будке (тормознутый такой, среднеазиатской наружности):
- Как ваша фамилия?
Я думаю – ну может просто запишет сейчас? Говорю:
- Ливанова моя фамилия, но меня нет в списках!
Он вдумчиво изучает списки, потом недовольно буркает в окошечко: - Как нету? Вот же, есть! - и ставит галочку. - Проходите.
Непонятно, что за прикол. Я потом в процессе докопалась до парня, который списки на вахту составлял. Ну так вот - не писал он такую фамилию в списки. Машка меня тоже не записывала. Она вообще по природной рассеянности про списки и думать забыла. К собственному расстройству. А больше там никто и знать не мог, что я туда припрусь. Да и рож знакомых – только genrih_faust. И больше ни одной. А что я приду – знала только одна Машка, и то в последний момент, потому что я ей только вчера днем сказала, что иду.
Машка говорит, что с ней, когда она пришла, было то же самое. Но у нее фамилия - Иванова, так что вероятность совпадения довольно высока. Я заподозрила было, что это у них такой прикол - всем неофитам такое говорить для пущего впечатления. Я поспрашивала у других тамошних людей, было ли с ними такое. Нет, больше ни с кем не было. И плюс к тому парень на вахте - не ихний, а какой-то банальный заводской гастарбайтер.
Это была первая фишка.

Второе.
Я туда пришла разбитая в хлам - вчера меня приложило внезапно проснувшимися болями там, где когда-то была язва – снова на нервной почве, вестимо; да еще вечером сходила к методологам на семинар - было хорошо, но устала сильно. Да еще у меня давление вчера плавало - на улице резко потеплело, атмосферное упало, ну меня целый день и срубало просто в хлам.
Началось само мероприятие с пения мантр. Я не пела, а только слушала, поскольку мантр не знаю. Очень красиво – ближайшие ассоциации с торжественным гимном, славящим Создателя. Что там в тексте на самом деле – я не в курсе.
Затем последовала полуторачасовая лекция - прямая трансляция. Ринпоче (это значит Учитель, если я правильно поняла) читал в микрофон в реальном времени. По-английски. Переводчик синхронно переводил - точнее, дяденька делал паузы для перевода. Переводчик работал исключительно дерьмово. То, что он гнал в качестве перевода, было проблематично сложить во внятный и связный текст. А самое обидное – что он не успевал и концы фраз пропадали в следующей реплике Ринпоче.
В процессе лекции меня стало сильно срубать в сон - просто вот никаких сил нету (Машка сказала, что это нормальная реакция для новеньких, у нее тоже такое сначала было).
Хотя в том, что шло из динамиков, никаких суггестивных приколов "а-ля Кошмаровский" не было. Простой такой непринужденный базар, с явственно смешливыми порой интонациями, приятный теплый голос немолодого, явно умного и довольно доброго человека. Было от него этакое располагающее ощущение - спокойное, доброжелательное. Очень отличалось от "гуруйской" слащаво-величественной манеры вещать - а мне доводилось слышать разных "гуру", включая одиозного Секо Асахару (лично). Было дело, ходили мы во времена оны в "Аум Синрикё" на разведку... А, вот, подобрала сравнение: таким голосом, как у этого Намкая Норбу, мог бы разговаривать Гэндальф. Который настоящий.
Видимо, от общей доброжелательности и непринужденности голоса и атмосферы я и расслабилась, начала дремать. И в какой-то момент поймала себя на том, что я в полудреме слушаю - и не слышу переводчика (который немилосердно тормозит, проглатывает куски фраз и вообще ужасно невнятен), зато прекрасно понимаю, что говорит Ринпоче. То есть, без перевода. Ну, сам текст бы я не воспроизвела, но смысл речи был абсолютно ясен. Правда, это было не все время, а только пару раз, когда я не думала ни о чем постороннем, а только слушала. Стоило отвлечься мыслью - все выключалось.
Рассказывал он, в принципе, очень простые и понятные вещи.
Говорил он подробно, всей содержательной последовательности я не воспроизведу, но озвучу несколько запомнившихся мне тезисов, как я их поняла (надеюсь, что не очень превратно).
1. Не нужно привязывать себя к одному "истинному" Учителю. Это обман, иллюзия, ошибка. В жизни человека бывают десятки учителей, который двигают его вверх. Все они достойны почитания, как таковые, как те, что дают нам опыт. Отказываться и отрекаться от своих учителей – ошибка и дурное дело. Почитая своих учителей всех сразу, одновременно, а не по списку или в последовательности, вы почитаете саму Идею Учителя и учения, и это самое высшее, что может существовать для человека в этом смысле. (В контексте я это поняла как то, что в пределе наш Учитель – это Всевышний, который учит нас руками многих встречающихся нам на пути людей, далеко не все из которых есть "гуру" и проч. И почитая идею Учителя, мы почитаем Всевышнего).
2. Не следует считать себя "принадлежащим" тому или иному учению, доктрине, общине и т.п. Чтобы быть истинно свободным нужно не принадлежать ничему, что базируется на земле. Мы принадлежим только тому, что есть вечное. Все, что на земле – оно преходяще, а отождествление себя с преходящим лишает выхода в жизнь вечную. Кроме того, отождествление себя с каким-то конкретным подходом, учением и т.п. неизбежно налагает рамки косности и ограничивает свободу. Ничто на земле не достойно того, чтобы отождествить себя с ним и лишиться свободы.
3. Не нужно пытаться заставлять себя насильно выполнять те или иные практики, если ваша душа к ним не лежит. Нужно брать те практики, которые вам в радость, и уже от них постепенно переходить к более сложным или просто другим. Рано или поздно у вас появится такое стремление. Все, что вы практикуете с целью постижения Дзогчен, рано или поздно приведет вас именно к этому, даже если для этого вы поливаете цветочки или моете полы. И лучше делать ради этого именно то, что в радость, а не то, для чего приходится себя насиловать. Иначе возникнет искажение: ваша духовная цель будет восприниматься вами скорее как нечто болезненное, нежели как что-то, несущее радость. Это касается не только собственно духовных практик, но и простых бытовых вещей – все мы в реальной жизни так или иначе связаны с какими-то более или менее суетными вещами, и это нормально – для земной жизни. Не нужно ломать свою земную жизнь и разрывать эти связи насильно. Нужно гармонизировать себя постепенно, не ломая жизнь. По мере духовного развития те связи, которые станут неактуальными, сами отвалятся. Это называется "работать с обстоятельствами" - то есть, занимаясь духовными практиками, учитывать обстоятельства своей жизни как нечто существующее и влияющее (даже если это негатив или помеха). И не пытаться требовать от себя сразу же так, как это бы следовало делать в идеале (по принципу "или все, или ничего") - потому что это будет неправдой, иллюзией, а одна иллюзия влечет и порождает другие. Завышенные, иллюзорные требования к себе порождают завышенные требования к другим, и все это ведет к завышенной самооценке, чрезмерной гордости и презрению (мол, раз я требую от себя столь много, значит, я уже немерено крут). То есть, нужно реально смотреть на вещи, оценивать свои силы и двигаться от малых дел к большим. Понимая свое несовершенство, принимая его как некий настоящий факт и стремясь его изменить.

Насколько я поняла (но, повторяюсь, это именно мое понимание в результате первого знакомства), Дзогчен – это что-то вроде "духовной гигиены". Типа вот надо-надо умываться по утрам и вечерам – то есть, содержать в чистоте свое материальное тело. Точно так же надо содержать в чистоте тело тонкое. Тогда больше шансов, что в этот чистый дом придет Бог.
Кстати, о Боге там не говорилось ничего совсем. Говорилось о человеке и его состояниях. При этом у меня создалось впечатление, что Намкай Норбу специально умалчивает тему Бога. Не для того, чтобы создать впечатление, что его нет, а как бы чтобы показать, что он не касается этого – оставляя за своими последователями право самоопределяться в этом смысле. Кстати, насколько мне известно, в этом пути осуждается, когда человек, постигая Дзогчен, пытается отрекаться от своей "родной" религии – например, от христианства. Это, согласно взглядам Дзогчен, и не нужно, и вредно. Предлагается не путать веру с практикой духовного развития и не пытаться одно заменить другим. То есть, Дзогчен, как я понимаю, не пытается симулировать Бога, а просто занимает место по определению другое – очищающее и подготавливающее человека для духовной жизни, какой бы она ни была. То есть, строго соблюдается принцип свободы выбора.

Кстати, у меня появилось свое понимание того, почему они книжки Ринпоче дают читать только тем, кто его уже послушал. Потому что эти тексты можно сходу воспринять очень пафосно и на полном серьезе. С жыстокой серьезностью. Как и большинство "священных книг". Тайненькое знаньице... И ту долю ироничности и юмора, которая присутствует в этих текстах, можно воспринять только послушав, как их автор рассказывает то же самое устно. Восприятие меняется очень сильно. Возможно, Намкай Норбу не заинтересован, чтобы его учение воспринимали по "эзотерическому шаблону". Как Ыстину_великую_и_изреченную_для_всех_и_каждого_на_развес_и_оптом. Поэтому там у них методические пособия по практикам Дзогчен дают строго только тем, кто уже послушал, и берут слово, что они не будут давать тем, кто не. Впрочем, это мое понимание (хотя с машкиным оно вполне совпадает). Сам Ринпоче объясняет это тем, что он не хотел бы, чтобы люди, не имеющие реального представления об учении (в которое входит процедура передачи), от фонаря хватались за практики, как это делают многие в век Нью-Эйджа. Эти книжки в продажу не поступают. То есть, их продают только там и только тем, кто ходит на занятия, как сугубо внутренние методички. У них на каждой книжке прописано, что это только для тех, кто получил передачу. Понятное дело, что они все равно где-то в левые руки попадают. Но по крайней мере за это несет ответственность уже тот, кто разбазарил.

Ну ладно, дальше байки травлю.
После лекции мы легли спать (прямо там, на спальничке, с подушечками). Там ночевало точно так же на пенках-спальниках некоторое кол-во народу, кому ехать далеко и кто к шести не успел бы, как мы с Машкой. Я спросила у Машки, не напоминает ли ей это кое-что знакомое?..
В шестом часу утра нас разбудили. Признаться, я с вечера была сильно больная, а к ночи у меня от давления так разболелась голова, что я долго не могла заснуть и пробудилась с остатками головной боли. Ровно в шесть утра началась церемония передачи.
Все это длилось час. Я чувствовала себя в начале исключительно отвратно. С недосыпу, с больной головой, спамши на жестком полу, да еще и сквознячком потягивало временами...
Сначала минут 30 мы пели мантры. Я слов не знаю, так что пела просто голосом - мелодию более-менее поймала. Там очень красивое пение на низах - так что у меня скоро все внутри превратилось в резонатор. Я сама себе напоминала шаманский бубен. Пел Ринпоче из динамиков (а у него очень богатый и красивый голос), пели собравшиеся, и я сама тоже. Все это очень хорошо прочистило все, что можно. Голосовые связки так размялись - просто праздник. Добуду это дело в записи - буду использовать для вокальной распевки.
Между мантрами делались небольшие паузы. Во время одной из пауз учитель сказал волшебное слово. Как звучит - не помню. Короткое и резкое. Ощущение было такое, как будто электричеством - только не ударило, а окатило, как водой, сверху - и вниз по телу и по конечностям. Собственно это и была передача.
Потом Учитель сам читал мантры, а мы слушали. Потом еще немножечко спели. И все.
И тут я обнаружила, что я не хочу спать и у меня ничего не болит. И мне не холодно, и мозги у меня свежие просто на редкость. Живот у меня прошел и более не отзывается. Надеюсь, что этот положительный эффект так и не пропадет. Особенно если учесть, что скрутило меня собственно на почве невперенно негативных эмоций... Видимо, прочистило капитально от всякого дерьма. Общее ощущение и состояние такое - спокойное, уравновешенное, как если бы мое тонкое тело взяли и хорошенько прополоскали в чистой водичке. Даже спать пока что почти не хочется. Хотя чуть попозже лягу подремать наверно - я спала сегодня от силы час-полтора.
А ночью между процедурками мне снилось, что я левитирую. Причем это уже какой-то новый уровень - то есть, летать у меня получалось и раньше, а вот зависать в воздухе, сидя и неподвижно - нет. Ну как в воде - пока двигаешься - плывешь, перестал - тонешь. :-) А попробуй-ка еще сядь!

Анекдот, услышанный в курилке:

Идут два Мастера – Учитель и ученик. Вдруг ученик видит – гора, а на ней сидят в медитации три монаха. Он показывает Учителю:
- Поглядите! Никак монахи!
- Сейчас проверим, - отвечает Учитель, поворачивается в сторону горы и громко орет:
- Эй, монахи!
Монахи оборачиваются.
- Не, - говорит Учитель, - это не монахи.
Tags: бродяжное, волшебное, всегда, под лупой
Subscribe

  • Я бы читала блоги...

    1. Гэндальфа 2. Дамблдора 3. Индианы Джонса 4. Одиссея 5. Натаниэля Бампо 6. Галадриэль 7. Вяйнемейнена 8. Ибн Сины 9. Синдбада 10. Трисс Меригольд…

  • Христос воскрес!

    Евгений Демаков. Утро Воскресения Господня ...Холодный утренний ветер в просвете треплет деревья - и до самых костей ясно, что уже никогда и…

  • Христос воскрес!

    Сегодня Женя Сусоров написал такой прекрасный текст, что я не могу его не выложить. ________________ Сегодня у католиков Пасха. И вот хочу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Я бы читала блоги...

    1. Гэндальфа 2. Дамблдора 3. Индианы Джонса 4. Одиссея 5. Натаниэля Бампо 6. Галадриэль 7. Вяйнемейнена 8. Ибн Сины 9. Синдбада 10. Трисс Меригольд…

  • Христос воскрес!

    Евгений Демаков. Утро Воскресения Господня ...Холодный утренний ветер в просвете треплет деревья - и до самых костей ясно, что уже никогда и…

  • Христос воскрес!

    Сегодня Женя Сусоров написал такой прекрасный текст, что я не могу его не выложить. ________________ Сегодня у католиков Пасха. И вот хочу…