Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Categories:

От женщин-военных - писателям и писательницам

солдат норвегии

Женщина-воительница как персонаж с точки зрения женщин-воительниц

Многие художественные произведения активно используют образ "Сильного женского персонажа"™ Естественно, появляется логичный вопрос - а как там на самом деле у этой категории персонажей с правдоподобностью? Отвечают капитан Кейси Эзелл (инструктор, 2000+ часов налёта, UH-1N "Хьюи" и Ми-171) и подполковник Дженнифер Ветстоун (1800+ часов налёта)

Что вы считаете правильным и неправильным в отображении женских персонажей-воительниц. Почему?

КЭ: скажу честно. Меня раздражает, когда их подают как "ещё одного парня в форме". Мы не бываем "ещё одним парнем". Это просто не работает. Подобная линия поведения закончится остракизмом, испортит боевой дух и отношения всего подразделения. Слишком ненормально, чтобы все смогли принять такое как данность. А в современной армии - попросту излишне.
Нормальный современный военный принимает своих коллег равными, пока соблюдается первый главный принцип - компетентность специалиста. Если женщина пытается выглядеть кем-то иным, это ведёт к неудобным ситуациям и потере контакта с окружающими. В армии как раз такой контакт напрямую влияет на общую безопасность.
Когда я мотивирую девушек, я советую им быть "сестрой для новых братьев", а не "парнем в форме". Это естественная динамика отношений в группе, она упрощает любое общение для всех участников.
Но прежде всего - компетентность. Единственное, что в практически любой книге обычно передаётся верно. На демонстрацию женщиной в форме профессиональной компетентности обычно следует более чем корректная реакция.

ДВ: я считаю нереалистичными произведения, в которой у женщины нет уязвимости. Я сейчас не про явную беспомощность. Если персонаж намеренно лишён всего, что делает человека нормальным живым человеком, мне как читателю вообще сложно отождествить себя и такого универсального победителя. Мне интересно, как она справляется. Какие проблемы решает своими навыками социального взаимодействия и военной тренировкой. Я не хочу идеальных решательниц проблем, которые всегда поступают единственно верным образом и так уклоняются от любого сюжетного конфликта. Конфликт и несовершенство - двигатели сюжета. Мне гораздо проще вообразить себя на месте неидеальной героини, которая собралась и приняла непростое решение, даже если ей для этого пришлось жертвовать личным ради общего и переступать через себя.

Какие проблемы и дилеммы женщин-воительниц получают слишком мало внимания авторов? А слишком много?

КЭ: нравится это кому-то, или нет, рожаем всегда мы. А потом ребёнка надо растить. И это постоянный вопрос для моих подруг - как сочетать детей и работу? Увы, решения Хани Харрингтон с техногенной внематочной беременностью в искусственном родильном баке нам пока не завезли. Из всех коллег-писателей я могу вспомнить разве что Тома Кратмана с его "легионом амазонок". Он-то да, всерьёз задумался, кто и как растит детей, пока их мамка надирает чьи-то задницы.

С другой стороны, хотя реальный харрасмент и секс-преступления существуют буквально в любом достаточно большом коллективе, я невероятно устала как от жертв изнасилований, так и от самцов-хищников, которые постоянно готовы прыгнуть на любую спутницу. Это просто неправда. Любые мои товарищи не задумываясь отпинают любого, кто покусится на их общую сестрёнку. Нас учат заботиться друг о друге и приходить на выручку. Любых бойцов учат именно этому. Исключения есть, врать не стану. Только в реальной армии такие не задерживаются. Никто из тех, кого я видела, не задержались.

ДВ: Я бы не отказалась увидеть немного больше семейной жизни. Ну да, у женщины непростая работа и командная должность. Но это вовсе не значит "всё или ничего!". Нормально показать живую мать достаточно сложно. Требуется соблюсти баланс между материнством и способностью встать на пути опасности, как и положено интересному персонажу художественного произведения. Полезно также обдумать конфликт семейных ценностей и карьеры. Художественные произведения частенько помогают читателю осознать на чужом выдуманном опыте свои решения для вполне реальных жизненных проблем. Баланс рабочих и семейных обязательств - реальная общая проблема. Художественное произведение вполне способно подтолкнуть следующее поколение девушек к правильному собственному решению.

Как пол влияет на командирские обязанности?

КЭ: очень хочется соскочить за счёт ответа "понятия не имею, я всегда была женщиной, мне не с чем сравнивать!" Женщина-командир в преимущественно мужской профессии изначально получает достаточно специфический взгляд на проблемы и работу с людьми. Естественно, это влияет на служебные отношения. Многих девочек учат в детстве понимать и уважать чувства других людей. Но болезненная правда остаётся правдой - командиру необходимо чётко доносить свою мысль до кого угодно, напрямик, сколь бы ни было это неприятно для слушателя. Да, когда у меня есть возможность, то информация, приказы и обратная связь будут корректироваться под ситуацию. Но понятия не имею, насколько грубо бы я этим занималась, если бы не училась в своё время грамотно воспринимать чужие эмоции и выражать свой ответ.

ДВ: пол однозначно повлиял на всю мою карьеру. Но в зависимости от возраста - по разному. В 2001 мне казалось, что придётся быть сильной, уверенной и доминирующей в большей степени, чем товарищи мужского пола. Не думаю, что я такая одна - многие подруги тоже чрезмерно компенсировали несоответствие традиционному идеалу лидера. Я, как и они, в какой-то момент забыла о своей женственности.
К счастью, я достаточно быстро поняла, что лидерских качеств эта фигня мне отнюдь не прибавит. Не стоит подстраивать характер под навязанные стереотипы. С годами службы я осознала, что куда лучше грамотно пользоваться своими врождёнными человеческими качествами. Эмпатия, сочувствие, характер - традиционно сильные женские стороны. Грамотное их применение повлияло на мою карьеру гораздо больше, чем я думала.

Как вы представляете "идеального" женского персонажа-воительницу?

КЭ: Первое - компетентность. В любой ситуации, когда писатель не использует некомпетентность персонажа как основной двигатель сюжета, женщина-воительница, которая "не справляется" а) не боец вообще, б) моментально отбивает желание читать эту фигню дальше. Люди которые "не справляются" в армии как-то не задерживаются, вне зависимости от пола. Частенько именно женщины в такой ситуации отсеиваются первые. Это ни разу не сексизм, это мой жизненный опыт.
Второе. Персонаж должен быть собой. Опять же, за исключением тех случаев, когда это несоответствие - основной двигатель сюжета. Дивчёночья-дивчёнка может вести себя как "дивчёнка" в общении с товарищами, пока эта линия поведения у неё под контролем. Иначе участники такого общения намеренно загоняют себя в дискомфортную ситуацию, и теряют способность как выполнять рабочие обязанности, так и в полной мере сохранять безопасность, свою и окружающих.
Третье. Никакого всемогущества (Прости, Ханя!) Не бывает мастеров всего, за что ни возьмись. Не бывает женщин, которые при равной тренировке одолеют более сильного и тяжеловесного мужчину. Просто не бывает.
Четвёртое. Ей нужны чувство юмора и некоторая эмоциональная толстокожесть. Это неписанное профессиональное требование в армии, вне зависимости от пола. Суть работы такова, что чёрный юмор помогает гасить ежедневные стрессы. Мы работаем с жизнью и смертью, и порой лучше смеяться только затем, чтобы не плакать. От пола это не зависит.

ДВ: Идеальный персонаж сбалансирован. Она компетентна. Она спокойна в тяжёлых обстоятельствах. Когда надо - беспощадна. Но всегда человечна. Женщине не имеет смысла уходить от своего характера только из-за командной должности. Обаятельная женщина и крутой боец прекрасно сочетаются в одном человеке. Это и есть суть женщины-воительницы.

Ну и, как мы уже говорили, это наш личный взгляд. Если вам нужна крутая до комиксной шаржированности парень-с-сиськами, которая всегда поступает единственно верным способом, кто мы такие, чтобы вас останавливать? Но лишний раз сравнить этот образ с мнением реальных военных с большим стажем военной службы точно не помешает. Мы не представляем всех женщин-военных. Наши взгляды, характеры и ожидания различаются как у любых других людей. Но если вы решите провести некоторые исследования вопроса, то увидите, что многие Сильные Женские Персонаж蘙 отлично чувствуют себя теми, кто они есть на самом деле, гордятся этим, и отлично выполняют свою работу.
Что, в сущности, главный совет кому угодно, вне зависимости от профессии.

"Баен Букз", Кейси Эзелл и Дженнифер Ветстоун, 2018.

Пост взят из ЖЖ https://rottenshworz.livejournal.com/246613.html
Оригинал на английском: http://www.baen.com/femalewarrior
Говорят, там и больше, и перевод не совсем точный.
Tags: книги, под лупой, человек изнутри
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment