?

Log in

No account? Create an account
О романтических образах - 2: "гонимый бродячий певец" - Очередная рабочая тетрадка
Февраль 5, 2018
07:54 am
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
О романтических образах - 2: "гонимый бродячий певец"

несчастный менестрель

"Мили дорог без конца, крепости, лица людей,
Доля бродяги-певца, ставшая долей моей..."
М.Авдонина

Или вот, скажем, образ бродячего менестреля. Я совершенно согласна с тем, что он очень романтический, и в культуре много где встречается, имеет массу образцов.
В приложении к ролевой тусовке 1990-х - 2000-х и её творчеству мне интересен вот такой разрез: откуда взялся и почему приобрёл наибольшую (на мой взгляд) популярность образ не просто певца-менестреля, и даже не просто бродячего певца - а певца страдающего? Ну, вы в курсе - одинокий путь, непонятость, бесприютность, правда-матка в глаза, удар кулака плата за песню мою, холод, дождь, дырявый плащ, мокрые ноги и ветхая крыша чужой сарайки.

Между тем образ певца в целом-то довольно разнообразен и во всех своих вариантах дофига романтичен. Это и певец-менестрель при дворе (от сюжетов про прекрасных дам и любовные приключения до всяческой политики, придворных интриг и той же самой правды-матки в глаза). И певец-маг или бард, чьему слову послушны силы и стихии. А если непременно бродячий - то, например, авантюрист, повеса, любовник, мудрец (как Лютик у Сапковского), или насмешник ("в сотни матерных частушек превращал любой куплет"), или сказитель - хранитель легенд и былей, любимец народа, которому кланяются и почитают за честь залучить на ночлег... Да вообще, ну классика же, бард-приключенец!
Откуда же взялся образец вот этого гонимого страдальца?
Кстати, за что его гонят и кто?

Вот идёт по дороге наш скиталец. Холод, дождь и мокрые ноги - это понятно, в условно-фэнтезийном (как и в реальном) средневековье - там у всех в дождь мокрые ноги, если ты не верхом или в карете, и то ещё как посмотреть. Ночлег где попало, если не повезло, и пожрать нерегулярно - тоже норм, у всех странников так, от монахов до наёмников, и даже богатым не всегда везёт. То есть, тут ничего такого специфично-певцового нет.
Вот на тему побоев и притеснений - тут уже возникают вопросы.
Вряд ли ведь ему каждую неделю попадается очередной диктатор, которому надо спеть правду-матку. Это, скорее, кульминация певцовой жизни и наверняка, увы, её развязка.
Но вот, предположим, банальный трактир. За что там будут бить морду певцу, если он нормально поёт, конечно, и соображает, какой тут подойдёт репертуар? Там, скорее, и лишнюю кружку поднесут, и накормят, и спать уложат, учитывая, что на певца туда народ охотнее набьётся и выручку сделает. И в дом певца многие будут рады пустить. В старые (пусть даже "условно-старые") времена вообще с гостеприимством было получше, чем в нашей современности.
По личному опыту путешествий с гитарой (и автостоп был, и переходы, и электрички, и всякое-разное) - даже в наше время, когда любую музыку можно послушать в записи, человеку с гитарой и живым словом люди обычно радуются вне зависимости от социального положения - гопники, менты, работяги, хипаны, домохозяйки, дембеля... то есть, реально желающего набить морду менестрелю надо ещё поискать. По большей части и накормят, и напоят, и помогут чем могут.
(В этой связи вспоминается, кстати, отличная песня (не могу вспомнить, кто автор) о менестреле, который пришёл к королю, тот его хорошо принял, а менестрель поел, попил и как спел ему и гостям о том, какой хозяин гнусный деспот. Король ему - чувак, ты же меня совсем не знаешь, зачем поносишь зазря? А тот - мол, раз король - так стопудов деспот и палач, и не отпирайся, все вы такие. Ну ладно, ок, сказал король, палач так палач... и настал певцу своевременный кирдык. Ну вот, если так - тогда да, конечно. Хотя на самом деле сюжет нихрена не жизненный, если вдуматься).
Непонятость, ранимость этим грубым миром и тонкость измученной души? Тонкость и чувствительность - отличные качества для певца, без них фиг что напишешь. Непонятость - извините, у кого ещё есть столько средств выразить свой внутренний мир и достучаться до чужих сердец, как у певца? Мне кажется, что если певец непонят, а мир ему чужд - то это стопудово не тот типаж и персонаж, поскольку бродячий певец выживает именно в единении с миром и людьми. И это ноги у него могут быть мокрые, а как раз вот тут у него всё ок, иначе это фигня, а не певец.
Есть ещё, конечно, вариант, при котором певец исполняет по трактирам и площадям злую сатиру на местную власть, и по этой причине в розыске. Но согласитесь, что это всё-таки немного не тот сюжет и образ, это уже авантюра и борьба, тут гораздо больше адреналина, чем рефлексий о горькой доле.

Или вышеописанный страдательный акцент в образе певца-бродяги - это особенность и отпечаток русского менталитета с его загадочной, склонной к душевным страданиям и метаниям русской душой?
А кстати, интересно, насколько образ гонимого певца популярен где-нибудь, например, в Европах? А на Востоке?

В ролевой поэзии и песнях этот образ появился впервые, насколько я помню, аж в 1990 или 1991 г. в процитированном мной стихотворении Ринэль, которое быстро стало песней (Линтар). Насколько я помню, такой образ в своём творчестве использовала Ниэннах, это тоже самое начало 1990-х. У Тэма тоже тема раскрыта. И у Ласика. Это навскидку, что лучше всего помню. И это тоже первая половина 1990-х.
А у Свиридова, например, образ менестреля совершенно другой и совсем не страдательный. И у Скади тоже.

И вот мне интересно: у образа "страдающего, непонятого и гонимого бродячего певца" есть какие-то культурные прототипы, которые прошли мимо меня? Если да - то подскажите, пожалуйста.
Или это чисто тусовочная романтика? Если так - то откуда растут ноги этого персонажа?
Какой внутренний, психологический запрос обслуживает этот образ?
Для чего он нужен тем, кому он важен и мил?

Пашка высказал версию: мол, в тусовке хватает всяких бардов-автостопщиков, певцов в электричках и переходах - ну, может, они и поют о себе, свою жизнь описывают? Но вот незадача: из моих знакомых именно те барды, которые объездили автостопом всю страну и реально стритовали и пели в электричках и т.д., вообще не поют о "горькой доле бродяги-певца". А те, кто об этом писал и пел, чаще всего довольно домашние люди, ну, может, пару раз выходили в переход заради той же романтики.
То есть, происхождение этого образа не внешнее (от реальной жизни), а внутреннее (от какого-то собственного запроса и из внутреннего, личного романтического багажа).

Кстати, у меня есть впечатление, что образ бродяги-менестреля (чаще всего с указанным выше акцентом) где-то в 1990-х был едва ли не самым популярным в плоскости пафосной романтики. Почему?
Мне кажется, что образы, скажем, рыцаря (крестоносца, или ищущего Грааль, или служащего Даме), наёмника, викинга (тоже очень популярные в те времена) отставали от него в популярности. Я ошибаюсь или нет?

А вот сейчас этот образ, по моим наблюдениям, не столь популярен, как в 1990-е. Какая тут зависимость и от чего?
Что интересно, в поиске по картинкам на запросы "бродячий певец", "бродячий менестрель", "одинокий певец" и т.д. идёт массовая выдача вполне жизнерадостных персонажей, и мне потребовалось около часа, чтобы найти иллюстрацию к этому посту, хотя бы приблизительно соответствующую образу. Можно ли это рассматривать как некоторый признак того, что певец-страдалец как романтическая фигура на нашей территории по большей части ушёл в прошлое? Если да, то почему?

Давайте об этом тоже поговорим?

Tags: ,

(45 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:vasilisk_
Date:Февраль 5, 2018 04:30 am
(Link)
"В этой связи вспоминается, кстати, отличная песня (не могу вспомнить, кто автор) о менестреле, который пришёл к королю, тот его хорошо принял, а менестрель поел, попил и как спел ему и гостям о том, какой хозяин гнусный деспот."


Лора Бочарова же. "Много есть на свете баллад старинных, пели мне их в детстве под треск камина..."
[User Picture]
From:kat_bilbo
Date:Февраль 5, 2018 04:38 am
(Link)
О, точняк! Спасибо! Меня почему-то на Ёвин глючило, но я чуяла, что что-то не то. И главное, я сюжет помню, а ни одна строчка словами не всплыла. :-) Хотя когда в семь утра после бессонной ночи пост пишешь, неудивительно лажануться.
[User Picture]
From:tinwet
Date:Февраль 5, 2018 04:33 am
(Link)
у Денисюк еще было )) Образ мастера, не понятого народом, опрережающего время. Ходит, поет что-то гениальное, но не понятное простым людям. Поэтому все его гонят, ну или не слушают. Не желает подстраиваться под публику, в общем, продаваться за деньги, кривляться на потеху и восхвалять текущий строй. Поэтому, естесственно, беден, нищасен и все такое. Не забудьте приправить диссидентством, это после развала совка все стали борзыми, а поколение родителей-кспшников от обывателей огребало примерно так же, как ныне поющие "богородица, Путина прогони"

И, кстати, живых примеров, в смысле всяких хиппи и рокеров перед глазами было навалом. У них, конечно, была своя аудитория, в основном подростковая, зато все остальные жестоко порицали, а власть имущие и рублем наказывали, и тяжелые условия создавали.

Заполируйте всю эту ситуацию эскапизмом - и готов менестрель!
[User Picture]
From:kat_bilbo
Date:Февраль 5, 2018 04:41 am
(Link)
Не, у Денисюк там другой сюжет, там как раз товарисч от времени сильно отстал, пробыв "в холмах" тридцать лет, и когда вышел, оказался сильно неактуален - и в результате нарвался, причём нарвался в одном конкретном месте один (и последний) раз, а так-то всё было довольно ровно, никаким гонениям не подвергался.

В остальном согласна.
[User Picture]
From:vasilisk_
Date:Февраль 5, 2018 04:37 am
(Link)
"Но вот незадача: из моих знакомых именно те барды, которые объездили автостопом всю страну и реально стритовали и пели в электричках и т.д., вообще не поют о "горькой доле бродяги-певца"."


У Джема в ранних песнях этот образ один из основных. "Сожжённая гитара" и ты ды. А уж он-то вполне себе ездил стопом, насколько я знаю.

"У Тэма тоже тема раскрыта."

Э-э-э... именно страдающего менестреля?.. Не помню такого. "Чёрный менестрель" у него один был, но он вовсе не страдал, во всяком случае в песне: "...Он пел о проклятых вождях, о том, что Свет не есть Добро, о позабытых королях, и люди слушали его." Слушали, а не морду били, что характерно.
[User Picture]
From:kat_bilbo
Date:Февраль 5, 2018 04:44 am
(Link)
Сейчас цитат не приведу, но там точно было; я ж тэмскую подборку для КЭ составляла в своё время из довольно изрядного массива. Это, кстати, был первый момент, когда я вообще задумалась на тему вот этого образа.
[User Picture]
From:peggy_s
Date:Февраль 5, 2018 04:49 am
(Link)
Помнится, была я на Зиланте году в 94. Пришла на менестрельник. На пятой песне о горькой участи менестреля я оттуда сбежала потому что ну сил же никаких нет. Всякие ехидные перепевки уже позже появились, а тогда был самый пик, каждый выучивший три аккорда считал своим долгом ...
Думаю да, романтика советского диссидентства так преломиоась и наложилась на юношескую любовь к постраданиям вообще.
[User Picture]
From:kat_bilbo
Date:Февраль 6, 2018 11:16 am
(Link)
Наверное, да.
[User Picture]
From:Денис Черкашин
Date:Февраль 5, 2018 06:49 am
(Link)
Ну просто ощущение собственной невписанности в мир у авторов, не? У кого-то просто от общей домашнести. А у того-то старательно культивируемое как часть имиджа и самоощущения. Плюс наложенное на то, что песни - главный способ самовыражения.

Кстати, у тебя ж почти все перечисленные авторы наверняка в контактах. Может, их и спросить напрямую? 8) А потом расскажешь, как они оценивают? Будет очень интересно
[User Picture]
From:kat_bilbo
Date:Февраль 6, 2018 11:17 am
(Link)
Один автор уже ответил в ВК, что сам не знает, просто написалось и всё. И это как раз про то - про образы, которые "сами лезут" из какого-то коллективного не очень осознанного, про которое как раз и интересно.
[User Picture]
From:dakarant
Date:Февраль 5, 2018 07:28 am
(Link)
Мне вспомнился ставший мемом в левацкой среде "старый дубовый пандури". Пандури - грузинский струнный музыкальный инструмент. Романтические стихи про бедного менестреля с пандури, который "ходил от дома у дому", а его отовсюду гнали, написал - внезапно! - 17-летний Сталин. Откуда что растёт...
Текст: https://politikus.ru/articles/102803-hodil-on-ot-doma-k-domu.html
Наверно, проявление, с одной стороны, общеподростковой темы "я чужд этому миру", "никто меня не понимает", а с другой стороны, политические аспекты - и власть не та, и народ не тот. В комментах пишут про диссидентов, но и раньше было, как видите, может, от народников шло. А в СССР много про те времена говорили, про борьбу революционеров.
Может,ещё образ библейского пророка в основе. Не менестрель, конечно, но возглашает Правду (тм), а его не любят и гонят.
[User Picture]
From:dakarant
Date:Февраль 5, 2018 07:40 am
(Link)
Мда, коммент не добавился, а написанное стёрлось. Тогда ещё раз и без ссылки.
Было стихотворение про "старый дубовый пандури" (грузинский струнный музыкальный инструмент), написанное - внезапно! - 17-летним Сталиным. Гуглить "Ходил он от дома к дому". Всё по канонам "чёрных менестрелей".
Источник образа, я думаю - общеподростковая тема "мир меня не понимает", а также противостояние обществу и власти. В комментах пишут о диссидентах, но они, возможно, опирались на дореволюционные образы борьбы, о которых в СССР много говорили - народников, например, которые "шли в народ" с переменным успехом.
Ещё можно вспомнить библейских пророков. Не менестрели, конечно, но несут Правду (тм), а их отовсюду гонят. (Это не про ролевиков, конечно, а про общекультурные источники).

(Извините, завалил вас комментами, что-то сбоит).
[User Picture]
From:marina_fr
Date:Февраль 5, 2018 08:13 am
(Link)
"С тех пор как вечный судия/Мне дал всеведенье пророка.."
[User Picture]
From:valakirka
Date:Февраль 5, 2018 09:46 am
(Link)
Мученичество в определенные годы привлекательно как амплуа. То, что это пиздострадания на самом деле, познается не сразу )
[User Picture]
From:kat_bilbo
Date:Февраль 5, 2018 10:36 am
(Link)
Привлекательно, конечно, но ведь это не единственный образ, в котором можно помучаться. Есть и утончённые "бедный сирота" или "несчастный влюблённый", и более брутальные "чужак в чужой стране" или "воин-одиночка, потерявший всё" (привет Муркоку)... И они вроде бы даже более очевидные, по крайней мере, не вызывают вопросов на тему "а откуда тут взялось страдание".
[User Picture]
From:qkowlew
Date:Февраль 5, 2018 10:10 am
(Link)
Я бы добавил к "конкретным базовым образам", из которых это растёт, архетипы из песни "Дорога без конца" и фильма "Паганини".

Edited at 2018-02-05 10:13 (UTC)
[User Picture]
From:kat_bilbo
Date:Февраль 5, 2018 10:29 am
(Link)
Кстати да, спасибо, очень мощный и привлекательный там персонаж. У меня эта песня одна из любимых.
Хотя на самом деле, если брать чисто песню (фильм я уже плохо помню), то там скорее сюжет человека, который жертвует всем ради любимого дела. И он, походу, отлично проецируется на представителей самых разных, по сути, профессий.
[User Picture]
From:luar_soll
Date:Февраль 5, 2018 10:38 am
(Link)
А от советской цензуры это не могло придти? Самиздат, тамиздат, подпольные рок-группы, в разной степени запрещаемые песни бардов...
И как раз где-то в перестройку это все стало доступным.

Edited at 2018-02-05 10:39 (UTC)
[User Picture]
From:katherine_kinn
Date:Февраль 5, 2018 11:29 am
(Link)
БИНГО!

В КСП-тематике этого нет вообще.
В самопальной поэзии 80-х - тоже.
Но вот именно ролевое и околотолкинистское творчество - сразу, резко. Подхватили тему, да еще все в школе лермонтовское "Погиб поэт, невольник чести" учили наизусть.
[User Picture]
From:gilluin
Date:Февраль 5, 2018 06:36 pm
(Link)
Какую интересную тему Вы подняли! Помню этот образ, но никогда не думала, откуда он взялся. Вообще анализ ролевых архетипов - это так увлекательно...
[User Picture]
From:kat_bilbo
Date:Февраль 6, 2018 11:20 am
(Link)
Ага. Правда, захожу я на это очень по-дилетантски...
[User Picture]
From:pasa_v
Date:Февраль 5, 2018 11:35 pm
(Link)

ну, во первых - это были девяностые и мы все помнили, как в восьмидесятых наша геронтократияпресовала и музыку и музыкантов. И Машине времени у нас ближе 101го километра от Москвы выступать не разрешали, и Летов у нас с карательной психиатрией познакомился, и смерти Янки все до сих пор руку спецслужб подозревают.
А во вторых - ну блин, ну мы же все - долбаные креаклы. И что, спрашивается, длжен делать креативный мол. чел., когда ему родные говорят - иди на завод, деньги зарабатывй? Правильно - опечалиться этой ситуацией и написать стих о гонимом менестреле.

[User Picture]
From:kat_bilbo
Date:Февраль 6, 2018 11:21 am
(Link)
Наверняка это сыграло, да.
From:salut
Date:Февраль 8, 2018 08:50 am
(Link)
сдается мне, что будущих романтических менестрелей (а менестрелей потому, что в 14 лет учиться играть на гитаре в 1990-х было куда как проще, чем учиться махать мечом или крафтить одежду-доспехи-изучать другие области "средневеково-фентезийной" культуры - да и носить гитару повыпендриться на тусовки было проще, чем прочую атрибутику) за их пение ругали мамы и гнали из дому. Вот и рождался образ гонимого страдальца, которому лучше мокрые ноги, чем "золотая клетка", суп с горошком и прислуживание тирану-родителю.
Любой "одинокий и непонятый" образ обслуживает переживания подросткового кризиса аффилиации (сюда и бессмертный: одна из подростковых установок это отрицанием смерти вместе с ее страхом: "со мной ничего не случится"+"мы все умрем", что очень провоцирует на создание образа бессмертного и одновременно несчастного). Как только кризис аффилиации пройден, начинается следующий романтический образ: "боевое братство".
Творческая Мастерская "Время Дороги" Разработано LiveJournal.com