Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Categories:

О романтических образах - 2: "гонимый бродячий певец"

несчастный менестрель

"Мили дорог без конца, крепости, лица людей,
Доля бродяги-певца, ставшая долей моей..."
М.Авдонина

Или вот, скажем, образ бродячего менестреля. Я совершенно согласна с тем, что он очень романтический, и в культуре много где встречается, имеет массу образцов.
В приложении к ролевой тусовке 1990-х - 2000-х и её творчеству мне интересен вот такой разрез: откуда взялся и почему приобрёл наибольшую (на мой взгляд) популярность образ не просто певца-менестреля, и даже не просто бродячего певца - а певца страдающего? Ну, вы в курсе - одинокий путь, непонятость, бесприютность, правда-матка в глаза, удар кулака плата за песню мою, холод, дождь, дырявый плащ, мокрые ноги и ветхая крыша чужой сарайки.

Между тем образ певца в целом-то довольно разнообразен и во всех своих вариантах дофига романтичен. Это и певец-менестрель при дворе (от сюжетов про прекрасных дам и любовные приключения до всяческой политики, придворных интриг и той же самой правды-матки в глаза). И певец-маг или бард, чьему слову послушны силы и стихии. А если непременно бродячий - то, например, авантюрист, повеса, любовник, мудрец (как Лютик у Сапковского), или насмешник ("в сотни матерных частушек превращал любой куплет"), или сказитель - хранитель легенд и былей, любимец народа, которому кланяются и почитают за честь залучить на ночлег... Да вообще, ну классика же, бард-приключенец!
Откуда же взялся образец вот этого гонимого страдальца?
Кстати, за что его гонят и кто?

Вот идёт по дороге наш скиталец. Холод, дождь и мокрые ноги - это понятно, в условно-фэнтезийном (как и в реальном) средневековье - там у всех в дождь мокрые ноги, если ты не верхом или в карете, и то ещё как посмотреть. Ночлег где попало, если не повезло, и пожрать нерегулярно - тоже норм, у всех странников так, от монахов до наёмников, и даже богатым не всегда везёт. То есть, тут ничего такого специфично-певцового нет.
Вот на тему побоев и притеснений - тут уже возникают вопросы.
Вряд ли ведь ему каждую неделю попадается очередной диктатор, которому надо спеть правду-матку. Это, скорее, кульминация певцовой жизни и наверняка, увы, её развязка.
Но вот, предположим, банальный трактир. За что там будут бить морду певцу, если он нормально поёт, конечно, и соображает, какой тут подойдёт репертуар? Там, скорее, и лишнюю кружку поднесут, и накормят, и спать уложат, учитывая, что на певца туда народ охотнее набьётся и выручку сделает. И в дом певца многие будут рады пустить. В старые (пусть даже "условно-старые") времена вообще с гостеприимством было получше, чем в нашей современности.
По личному опыту путешествий с гитарой (и автостоп был, и переходы, и электрички, и всякое-разное) - даже в наше время, когда любую музыку можно послушать в записи, человеку с гитарой и живым словом люди обычно радуются вне зависимости от социального положения - гопники, менты, работяги, хипаны, домохозяйки, дембеля... то есть, реально желающего набить морду менестрелю надо ещё поискать. По большей части и накормят, и напоят, и помогут чем могут.
(В этой связи вспоминается, кстати, отличная песня (не могу вспомнить, кто автор) о менестреле, который пришёл к королю, тот его хорошо принял, а менестрель поел, попил и как спел ему и гостям о том, какой хозяин гнусный деспот. Король ему - чувак, ты же меня совсем не знаешь, зачем поносишь зазря? А тот - мол, раз король - так стопудов деспот и палач, и не отпирайся, все вы такие. Ну ладно, ок, сказал король, палач так палач... и настал певцу своевременный кирдык. Ну вот, если так - тогда да, конечно. Хотя на самом деле сюжет нихрена не жизненный, если вдуматься).
Непонятость, ранимость этим грубым миром и тонкость измученной души? Тонкость и чувствительность - отличные качества для певца, без них фиг что напишешь. Непонятость - извините, у кого ещё есть столько средств выразить свой внутренний мир и достучаться до чужих сердец, как у певца? Мне кажется, что если певец непонят, а мир ему чужд - то это стопудово не тот типаж и персонаж, поскольку бродячий певец выживает именно в единении с миром и людьми. И это ноги у него могут быть мокрые, а как раз вот тут у него всё ок, иначе это фигня, а не певец.
Есть ещё, конечно, вариант, при котором певец исполняет по трактирам и площадям злую сатиру на местную власть, и по этой причине в розыске. Но согласитесь, что это всё-таки немного не тот сюжет и образ, это уже авантюра и борьба, тут гораздо больше адреналина, чем рефлексий о горькой доле.

Или вышеописанный страдательный акцент в образе певца-бродяги - это особенность и отпечаток русского менталитета с его загадочной, склонной к душевным страданиям и метаниям русской душой?
А кстати, интересно, насколько образ гонимого певца популярен где-нибудь, например, в Европах? А на Востоке?

В ролевой поэзии и песнях этот образ появился впервые, насколько я помню, аж в 1990 или 1991 г. в процитированном мной стихотворении Ринэль, которое быстро стало песней (Линтар). Насколько я помню, такой образ в своём творчестве использовала Ниэннах, это тоже самое начало 1990-х. У Тэма тоже тема раскрыта. И у Ласика. Это навскидку, что лучше всего помню. И это тоже первая половина 1990-х.
А у Свиридова, например, образ менестреля совершенно другой и совсем не страдательный. И у Скади тоже.

И вот мне интересно: у образа "страдающего, непонятого и гонимого бродячего певца" есть какие-то культурные прототипы, которые прошли мимо меня? Если да - то подскажите, пожалуйста.
Или это чисто тусовочная романтика? Если так - то откуда растут ноги этого персонажа?
Какой внутренний, психологический запрос обслуживает этот образ?
Для чего он нужен тем, кому он важен и мил?

Пашка высказал версию: мол, в тусовке хватает всяких бардов-автостопщиков, певцов в электричках и переходах - ну, может, они и поют о себе, свою жизнь описывают? Но вот незадача: из моих знакомых именно те барды, которые объездили автостопом всю страну и реально стритовали и пели в электричках и т.д., вообще не поют о "горькой доле бродяги-певца". А те, кто об этом писал и пел, чаще всего довольно домашние люди, ну, может, пару раз выходили в переход заради той же романтики.
То есть, происхождение этого образа не внешнее (от реальной жизни), а внутреннее (от какого-то собственного запроса и из внутреннего, личного романтического багажа).

Кстати, у меня есть впечатление, что образ бродяги-менестреля (чаще всего с указанным выше акцентом) где-то в 1990-х был едва ли не самым популярным в плоскости пафосной романтики. Почему?
Мне кажется, что образы, скажем, рыцаря (крестоносца, или ищущего Грааль, или служащего Даме), наёмника, викинга (тоже очень популярные в те времена) отставали от него в популярности. Я ошибаюсь или нет?

А вот сейчас этот образ, по моим наблюдениям, не столь популярен, как в 1990-е. Какая тут зависимость и от чего?
Что интересно, в поиске по картинкам на запросы "бродячий певец", "бродячий менестрель", "одинокий певец" и т.д. идёт массовая выдача вполне жизнерадостных персонажей, и мне потребовалось около часа, чтобы найти иллюстрацию к этому посту, хотя бы приблизительно соответствующую образу. Можно ли это рассматривать как некоторый признак того, что певец-страдалец как романтическая фигура на нашей территории по большей части ушёл в прошлое? Если да, то почему?

Давайте об этом тоже поговорим?

Tags: под лупой, практика игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments