Исходное от shaman_odnako:
Толкиен и прогресс
Это к одной прервавшейся беседе в аське.
...я понял, в чем суть. Дело не в том, что эльфы или любые другие расы Арды лишены творческого начала. Просто их творчество отличается от того, что мы часто понимаем под этим словом. Разрешенным и одобряемым является индивидуальное творчество по изначально заданному образцу. Грубо говоря, тысячелетиями эльфы лепят прекрасные горшки и пекут замечательные булочки, при этом каждый конкретный мастер может создать, вложив весь свой талант и воспользовавшись опытом предшественников булочку, по вкусовым качествам превосходящую все предыдущие, но, скажем, самолет эльфы не создадут принципиально, ибо привилегия вводить в мир новые вещи отдана на откуп Эру, в лучшем случае - Валарам. Для детей Эру эта способность табуирована. Мягко, негласно, в общем-то, но табуирована - любая инициатива в этом вопросе или исходит от Темных, стремящихся к силовой переделке мира, либо... наказуема. Осмелившиеся либо гибнут в своей гордыне (Нуменор), либо их деятельность оборачивается против них (эльфы Остранны и гномы Мории). В сухом остатке имеем простой вывод: творчество, не основанное на откровении (ибо прообразы своих изделий эльфы и люди получают свыше) и не опирающееся на изначально данный образец, творчество, присущее современной "западной" цивилизации, Толкиным (равно как и католицизмом, им представляемым) крайне не приветствуется.
Что, впрочем, вполне понятно.
UPD: Впрочем, Нуменор я все-таки зря поставил в ряд примеров. Ибо продолжительность жизни и прочие пряники населению Нуменора обеспечивались все-таки не высоким развитием производительных сил и производственных отношений, а были следствием непосредственной преференции Валар.
Ну а дальше моя развесистая телега:
Техническое творчество или индустриальное производство
Нет, ты не понял. Твоя версия совершенно произвольна, но это потому, что ты просто неважно знаешь источник. Там совершенно другая заморочка. Я, видимо, позволю себе небольшую (ну ма-а-аленькую такую... ;-))) ) консультацию по миру Толкина на основе своего знания источника. Ты мне простишь, если я не буду делать ссылок на конкретные тексты в конкретных изданиях?
Эльфы могут создавать новые вещи. Они и самолет могли бы создать - корабли же строили! Штука в том, что они принципиально не делают вещей, поставленных на поток. Эльфийские вещи тем и характерны, что они уникальны. Потому что создавать одинаковое - это прагматично, да, но - неинтересно. Поэтому эльфы этим и не занимаются. А спешить им некуда - эльфы живут как вне времени, для них время - это растянутое в вечности мгновение. Поэтому каждое мгновение жизни для них свежо и уникально, неповторимо - они живут в нем, воспринимая его во всей полноте. Они не живут прошлым, хотя и помнят о нем. Они не живут будущим, хотя и зачастую способны провидеть его. Они живут в настоящем, воспринимая весь его вкус, цвет, всю полноту красок и чувств. Именно поэтому им просто незачем создавать одинаковые предметы. У них просто не могло быть двух одинаковых вещей. По той же причине эльфам нет смысла гоняться за повышением поточной эффективности или ускорением коммуникаций - куда им спешить-то? Напротив, они стремятся насладиться каждым моментом и распробовать его. Они могут себе позволить жить медленно.
Эльфийское творчество - отнюдь не усовершенствование или украшательство образцов. Ни в коем случае. Новые вещи появлялись по мере потребности. Кстати, письменность (и одну, и другую) эльфы придумали сами. И свои вещи тоже придумывали они сами - в функции Валар не входило давать им образцы вещей, Валар там были не для этого.
Если бы эльфам понадобились вдруг космические корабли - они бы и их построили, так же, как строили корабли морские (которые они тоже выдумали сами). Но там каждая деталь была бы сделана вручную и индивидуально, и ни один корабль не был бы похож на другой.
Именно поэтому эльфийская культура практически не сохранилась у людей, которым эльфы ее передавали - а тем же нуменорцам они ее передавали в очень большом объеме. Срок жизни людей короток, люди по определению более прагматичны - они не могут позволить себе годами изготавливать уникальные вещи, для людей важнее быстрота и эффективность. Кстати, это тоже наследие Искажения: "перворожденные" люди были намного более долговечными (даже более, чем жившие по несколько столетий нуменорцы), но вследствие их падения, когда они сначала связались с Врагом, а потом были им запуганы и порабощены, они утратили красоту и стали умирать намного быстрее. Соответственно, и потребности их тоже изменились: люди стали восприимчивее к "вражеским технологиям", позволяющим достигать результата быстро - впрочем, не считаясь с ценой...
Теперь о Вражеских технологиях. К Вражеским Толкин относит те технологические решения, которые, во-первых, не несут на себе отпечатка личности своего творца (то есть, конвейерные изделия), а во-вторых - являются продуктами индустриального производства как системы, имеющей в своей орбите не только непосредственно станки и обслуживающий их персонал, но и присущие индустриальной системе ценности, устройство социума, экологические издержки и прочие проявления экстенсивного, потребительского и грабительского пути развития.
По сути, речь идет о Мегамашине в ее философском смысле - то есть, таком мироустройстве, где вместо индивидуальной личности существует только функциональное место в системе. Материальный мир, мир без Духа и Бога, без личности и творчества, организованный машинным принципом - вот это, согласно Толкину, венец замыслов Врага. Мегамашина, полностью управляемая Врагом. Отсюда и опасливое отношение автора к индустриальному пути развития и к его многочисленным атрибутам.
В мире Толкина происходит не деградация как следствие отсутствия права на творчество, а замещение творчества (в том числе и технического - например, у гномов, которые создавали удивительные чудеса техники) - производством, замена красоты - эффективностью и прагматикой. Именно поэтому этот мир увядает. В этом проявляется Искажение. Толкин противопоставляет искусство – технологиям тиражирования, а техническое творчество - индустриальному производству.
Для Детей Единого творчество не то, что не табуировано - они именно для творения нового и созданы. Айнур пели мир с Единым. Валар творили в мире природу. Эльфы создавали первые вещи, буквы, песни и давали им имена (именно поэтому их зовут "квэнди" - "говорящие"). Люди пришли для иного творчества, но не успели узнать своего назначения - Враг перехватил их раньше. Теперь вся жизнь людей - выбор между унаследованной (и частично преподанной теми же эльфами) способностью к творчеству - и "технологическими" искушениями Врага, балансирование на грани. И так до тех пор, пока не настанет конец времен (а когда он настанет, ведает лишь Единый).
В конце времен именно людям будет суждено творить вместе с Единым новую Арду, Исцеленную. И поэтому обучение творению нового - это то, что человеку просто необходимо. А подмена этого валом готовых стандартизированных продуктов - это убийство в человеке способности к творению, происки Врага, желающего помешать исцелению Арды...
Вот такой расклад.
По приведенным тобой примерам из первоисточника:
1. Нуменор ты действительно зря поставил в ряд примеров. Он погиб не потому, что достиг высот в "техническом творчестве" (кстати, ремесла нуменорцы унаследовали от эльфов), а потому, что стал приносить кровавые человеческие жертвы, поклоняться Врагу и пошел войной на Валар.
Кстати, чисто для информации: долголетие, красота, высокий интеллект и мудрость (провИдение - "орэ") нуменорцев были не преференцией Валар, а даром Единого для тех, кто смог очень существенно избыть в себе Искажение. То есть, это был частичный возврат к изначальному неискаженному облику. В результате чего нуменорцы как раз смогли достичь высот и в архитектуре, и в кораблестроении, и в медицине, и в массе самых различных вещей, создав венец человеческой цивилизации Средиземья. Пали же они после того, как возгордились, то есть - сначала расслабились, что все круто, потом Искажение постепенно и исподволь взяло верх - слишком долго не было непосредственной угрозы, а потом Враг на всем этом талантливо сыграл.
2. Эрегион (Остранна) пал не потому, что его кузнецы достигли высот в мастерстве, а потому, что они забыли при этом о некоторых высотах духа, почему и попались в ловушку Саурона.
3. Проблема гномов Мории была не в том, что они слишком развились технологически, а в том, что не смогли остановиться от жадности (см. экстенсивное использование ресурсов) - вот и разбудили кого не надо.
Вывод простой: корень и причина всех бед лежит вообще не в "технологической", а в нравственной плоскости. Речь идет о том, что никакие высокие искусства, никакое творчество и уж подавно никакая техника не помогут тому, кто стал жить не по-Божески.
"По-Божески" здесь понимается не как некий образец и следование своду законов. Это значит - бережно относиться к окружающему миру, не пытаться нарушать чужую свободу, ломать творения других или присваивать себе власть, красоту, право решать за других и т.п. А также соблюдать некоторые правила техники безопасности: не ковать Колец Власти-над-миром (а именно таковыми являлись и эльфийские кольца, и прочие, и Одно Кольцо), не лезть с голой пяткой (или даже Великой Армадой) на землю, не предназначенную людям, не хапать чужого и лишнего и т.п.
Что же касается представления о "творчестве по изначально данному образцу" - то ты его придумал, такого представления, равно как и представления о самом "изначально данном образце" не существует ни у Толкина, ни в католицизме. :-) Соответственно, не может быть и речи о том, приветствуется оно или нет. Тезис о том, что "прообразы своих изделий эльфы и люди получают свыше" - тоже вымышленный, нигде у Толкина такого нет, а вовсе даже прямо напротив, см. выше.
Теперь о прогрессе. Действительно, Толкин не был сторонником технического прогресса. Он полагал, что прогресс духа и творчество духа намного важнее. Сотворение новых вещей для него было прежде всего искусством, а не технологией. Технический прогресс он действительно считал в чем-то враждебным (потому что слишком легко, по его мнению, он переходил в индустриализацию), а в чем-то – просто незначимым (потому что ставка у него была на принципиально другое). Однако даже при этом я полагаю слишком смелым утверждение, что "творчество, присущее современной "западной" цивилизации, Толкиным (равно как и католицизмом, им представляемым) крайне не приветствуется". Как минимум потому, что творчество далеко не исчерпывается темой технического прогресса...