Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Category:

Ещё один крутой отчёт с игры "Великая Война" - информационная война и пост-правда

Оригинал взят у shadowri в Война окончена. Война никогда не кончается.

Это отчет о игре Великая Война, и он в скольки-то частях - пока не устанет писать рука :)

Когда мы только заговорили с Шагги о игре, первое, о чем она мне рассказала - это идею игры, в которой война ведется не сколько и не столько прямой вооруженной агрессией, а война, которая ведется на информационных мемах, внедряющихся в сознание и захватывающих частную и общественную риторику.

Мы часто моделируем на играх прямую агрессию и конфликты, но очень редко в играх по-настоящему получается смоделировать управление общественным мнением, создание или поддержание статус-кво той или иной идеологии (особенно радикальной), и информационных войн во всех их аспектах.

Как мне кажется - в целом, довольно тяжело поднимать тему про манипулирование общественным сознанием - потому что мы все, как обычные люди - постоянно попадаем под жернова безжалостной и беспощадной мельницы пропаганды, исходящей от различных общественных институтов - государства, корпораций, религиозных организаций, и в попытке защитить свою психику от этого давления - часто вытесняем это осознание на далекую периферию, запихивая это постоянно переживаемое насилие в область бессознательного. Играть в видимое насилие существенно проще - перед пулей все равны.

Потому я восхищаюсь и Шагги, и всеми остальными мастерами этой игры, которые вытащили на свет это многоглавое чудовище из области бессознательного и дали возможность довольно безопасной его рефлексии.

В прошлом году появился замечательный термин, который довольно точно отображает существующую реальность - пост-правда. Это довольно семиотически-емкое понятие, которое существенно проще воспринимается обычным человеком без профильного образования, нежели, когда мы говорим о симулякре в трактовке Бодрийяра, о котором он говорит в своей "Войне в Заливе не было".

Была ли война в Иудее? Какой она была? Что на самом деле происходило? Как это разворачивалось на самой игре?

Мы давно уже привыкли к проживанию войн и штурмов на играх, давно привыкли к определенному уровню жесткой игры и морального прессинга, который оказывают на нас такие же игроки, как и мы. Но как мы как игроки и персонажи реагируем на пост-правду? Если судить по игровым отчетам - то, что воспринимается персонажем как актуальный жизненный контекст, игрока повергает в ужас.

Самые страшные, самые тяжелые и этически фрустрирущие события игры происходили не в моменты, когда игроки стреляли в друг друга из оружия, а тогда, когда идеологи беспощадно творили свою версию гипер-реальности через телеграмм-каналы. Во многих пост-игровых отчетах проскальзывала тема о том, что страшно не тогда, когда в тебя летят пули - по-настоящему страшно становится тогда, когда любое твое действие, победа ли, поражение ли, горе или радость - искажается и трансформируется в чудовищные нагромождения лжи и манипуляций общественным мнением. И это, в отличии от реальной жизни - сложнее вытеснить в область бессознательного, потому что ролевая игра сконструирована так, что все происходящее требует твоего активного и осознанного внимания как персонажа и игрока, и ждет твоей быстрой реакции на это.

У современных войн, которые ведутся оружием - есть хоть какой-то правила и ограничения (к примеру - стараться не трогать гражданское население и инфраструктуру, допуск гуманитарной и врачебной помощи на линию фронта), в случае информационных войн есть только одно правило - правил нет. В этой войне можно все.

На игре это выражалось через правила по идеологии (которые знали только идеологи) - агрессивное присваивание нарратива и активное его продуцирование в информационное пространство, которое будет формировать реальность в виде ответа мира на твои слова (мастерская воля и вот это все), и как ни странно - через правила по сексу, в которых говорилось - правда то, о чем заявлено в слух (привет моделированию гипер-реальности!).

Есть довольно яркий и показательный фильм, отражающий всю суть этого - "Wag the dog", на русский он переводится как "Хвост виляет собакой", который снят еще в 1997 году. Хорошая сатира про политическое управление реальностью.


Зачастую мастера делают носителями тех или иных мемов игроков, не давая этим игрокам эффективных методов распространения этих мемов - и не всегда это прямая мастерская воля, порой это зависит от конструкции игры, моделируемого периода, и самое главное - от технологий, которые мастера хотят и могут применить в рамках своего проекта.

В этом плане, довольно важно отметить, что любая эффективная информационная война возможна только в том случае, когда у тебя есть способ быстро и в форме высказывания-монолога выдать свою версию реальности. И инструмент, который выбрали мастера для этого - телеграмм-канал, в который можно ультимативно выдавать свое мнение - подходил на все 146%. Работает даже при очень хреновом состоянии сети, дает возможность любому игроку самостоятельно регулировать список читаемого, для идеологов дает возможность быстрой реакции на происходящее - с текстом\фотографиями\и при желании - даже с видео. Лучше и проще чем микро-блоги, быстрее чем бумажные газеты, объемнее чем личные выступления и высказывания, и самое главное - бесплатно для мастерской группы в плане усилий по разворачиванию инструмента. В этом плане выбор постмодерна, как способа интерпретации исторических событий и способа подтягивания пула современных технологий в конкретную ролевую игру - был чертовски верным решением.



Довольно важно отметить, что мой персонаж (и я вместе с ним) как один из идеологов течения с довольно жесткой риторикой - поиграла в этот идейный пласт игры чуть более чем полностью.
Я как игрок - имею высшее профессиональное образование в этой сфере (связи с общественностью), и в силу специфики образования в России - довольно много знаю о политических\информационных войнах. При этом, еще 15 лет назад я поняла, что в этой стране шансы найти работу в сфере корпоративного пиара или же коммерческого - стремятся практически к нулю, а занятие политикой - это прямая дорога в кромешные бездны ада - и стала заниматься IT, которое в то время было на уровне хобби и профессии, которую выбирают в семье. Игра в этом отношении лишь подтвердила ценность выбора, сделанного мной когда-то.
Я как персонаж - была одним из Керберов, одной из идеологических глав (как и в мифологии - у нас было несколько голов, каждая из которых несла свои смыслы и свое восприятие в рамках идеологии) нашего течения. Одновременно я была префектом римского военного лагеря, расположившегося рядом с входом в город Сепфорис. Вместе с этим я была сестрой легата VI легиона, и любовницей адьютанта моего брата.
Что от всего этого осталось в истории? Моя риторика как единственного идеолога Керберов, новый император Рима и объективная реальность в виде выжженой земли Иудеи, оставшейся после марша римских легионов.
Это пост-правда, которую я могу транслировать, формируя свою версию гипер-реальности.

Сложно ли быть тем человеком, который ведет информационную войну? Лично для меня - это самое сложное, что выдалось на мою долю на этой ролевой игре.
Ни АХЧ римского лагеря, ни разыгравшийся бронхит (который прокатился по мне после игры, дав 2 недели больничного), ни даже тот факт, что днем в пятницу я уезжала на работу - не давили на меня так, как необходимость через хвост повилять собакой.
Ценность, которую я однозначно вынесла после пережитого - теперь я точно представляю, какие люди ведут информационные войны.
Это люди, которые лишены эмпатии или намеренно себе ее выключают. Это люди с холодным разумом и логикой, с твердой уверенностью в том, что именно они имеют право на все в достижении своих целей. Правил и норм морали нет. Их устанавливает тот, кто устанавливает свою версию гипер-реальности и семиозиса.
Что стоит за любым идеологом и любой идеологией? Власть, которую определенные индивидуумы получают над обществом. Религия ли это, или просто общественная риторика, основанная на каких-либо вне-религиозных идеях - разницы нет.
Чудовищное переживание, прожитое в форме ролевой игры - самый мягкий способ реальной проверки теории, которую ты умозрительно выстроил для себя еще 15 лет назад. Рада ли я этому осознанию - скорее мой ответ будет да, нежели нет.
Могу ли я сказать, что для меня не наступал оверфлоу на самой игре? Нет, не могу. Единственное, что порой помогало выдержать нужный уровень риторики и ужаса - только постановка себя в над-персонажную позицию, в которой ты говоришь себе - я делаю это не из любви к процессу или в аффекте азарта, но из любви к участникам процесса ролевой игры - мастерам и игрокам.
Самое сложное ощущение, которое я как персонаж и игрок пережила - когда сердце игрока рвется к риторике Олимпиады и стоиков в общем, а симулякр моего персонажа в моей голове говорит мне - а кстати, нужно перехватить нарратив греческой поэтессы и использовать его к своей выгоде.
Самый странная история – как-то так вышло, что все правила по идеологии прошли мимо меня (ну вот пропустили меня мастера по запаре, бывает:) ), и вся моя игра базировалась на первом разговоре с Шагги и на правилах по сексу. Возможно, это даже к лучшему - зная четкие рамки и критерии выигрыша - еще легче отключать эмпатию и сочувствие. И тем тяжелее были бы послевкусие и рефлексия.  


Была ли у меня еще какая-либо игра, кроме идеологической? Немного была. Самое яркое и честное переживание персонажа - это штурм Йотопаты римскими легионами. Чистая физиология - адреналин и эндорфины, честная пуля - перед которой равны все, вне зависимости от идеологий и нации. Хотела бы я больше войны для моего персонажа? Скорее да, чем нет. Была ли она возможна для него - да, если бы была возможность поиграть в пятницу.
Была ли мой персонаж сестрой или же женщиной, с которой можно было играть в семью или любовные отношения? Не знаю. Кажется, АХЧ, болезнь и три-дня-по-100-километров-дважды-в-сутки убили во мне адекватного ролевого игрока на такие темы:)
Была ли я префектом этого лагеря? Совсем не уверена. Кажется, это могут сказать только бойцы, с которыми я успела немного поиграть.


На этом мне кажется пора сворачивать дозволенные речи и переходить к титрам и персоналиям.

Огромное спасибо всем мастерам за игру. Чудовищный и прекрасный опыт как у игрока. Эстетический оргазм как у активно мастерящего человека - архитектура игры, применяемые технологии, уместность пост-модерна, уровень организации тайминга игры (отдельное бессвязные восторги про открывающий и закрывающие ивенты) и уровень организации АХЧ - выше всяких похвал. Отдельно взятые завзятые критики могут тыкать пальцем в сомнительные места - я же их игнорирую, потому что ценность этой игры как отдельно взятого объекта для меня выше всяких придирок.
И отдельное спасибо Шагги что позвала и доверила, Змейсу - что смог найти время помочь с персонажем, Ксеняке - что взяла на мастерские плечи часть римского АХЧ.


Огромное спасибо всем римлянам. В особенности тем, кто приезжал строить лагерь в воскресенье до игры, разворачивал его в четверг и сворачивал его в воскресенье после игры. Мой самый большой страх перед этой игрой был в том, что все на всё забьют и у нас ничего не будет. Кажется, это вы дали мне повод больше верить в людей (ну и немножечко в себя, как в человека-который-про-бюджет-и-АХЧ).
И спасибо всем без исключения римлянам за саму игру. Вы были прекрасны. Чертовски настоящие, яростные и четкие. Идущие с щитами вперед на гранаты и пули. Оттаскивающие своих с поля боя. Идущие в безнадежную атаку по приказу легата. Несущие Pax Romana своими жизнями и своими делами. Вернувшие своему легиону честь носить аквиллу.
Аве Рома :)
Отдельное спасибо легионерам, экипировавшим префекта, Корсару за то, что нашел немного время на игру в брата, Ивану за небольшое количество военной романтики, Жене Буровой за раскачку на ряд административных вопросов, всем остальным идеологам Керберов - за яростное противостояние в самом конце.


Огромное спасибо врагам за то, какими вы были. Чем ярче вы проявляли себя - тем проще было воевать против вас. Чем жестче вы были - тем легче было поднимать и слово, и дуло автомата. Играть против любимых - играть с своим сердцем, но чем больше любви - тем больше внимания, чудовищным ли оно было или же просто в прицеле.
Отдельное спасибо Ксингу - за настрой и риторику, которой он начал меня задирать еще на Комконе, и за самые лучшие и поднимающие мораль дружеские объятья.


И спасибо Танде за фотографии. Они прекрасны.






Я несколько дней назад уже постила отчёт дяди Славы, и там в комментах ещё несколько ссылок на интересные отчёты и реплики об игре: https://kat-bilbo.livejournal.com/1729587.html
Tags: вести с полей, практика игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment