Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Небанальный вопрос о кроссполе в РИ (да, в это трудно поверить)

Тут в ленте пробегало - коллега решил высказаться за ролевой кросспол, я почитала, не смогла пройти мимо, написала коммент. Внезапно захотелось развить мысль, хотя на ровном месте жизни тему "оправдания кросспола", как она обычно звучит в тусовочке, я считаю бесперспективной - не первый десяток лет она ходит по одному и тому же кругу. Но тут возникла пара интересных поворотов.

Коллега рассматривает как основной мотив для выбора девушками (мужской кросспол он не рассматривает, поскольку это не является больным вопросом РИ-тусовочки) кросспольных ролей - поиск игроками-женщинами роли среди активных типажей, поскольку именно на мужские типажи в среднем приходится основная игровая движуха на большей части исторических и литературных сеттингов. Ну, и ещё три мотива побочных, которые он полагает малосущественными или статистически нечастыми, и я, кстати, тоже, и о них не будет речи в нашей саге. Здесь можно прочесть пост коллеги с дискуссией под ним.

Думаю, что коллега делает такой акцент именно на названном мотиве потому, что ставит в своём посте задачу защитить игровой кросспол, и похоже, что для него в данном контексте этот мотив выступает как наилучший и самый простой оправдательный - так, чтоб было понятно даже для идиотов и прикопаться было бы не к чему. Хотя лично мне в контексте "оправдания кросспола" как раз именно это обоснование видится довольно уязвимым.

На мой взгляд, коллега упустил (или намеренно опустил) варианты внутреннего мотива для кросспольной игры, гораздо более существенные и распространённые, чем обсуждаемый. Я, развивая заданную коллегой тему, тоже пишу о женском кроссполе; однако в обратную сторону, для мужчин, всё это работает точно так же - мальчики, обратите на это внимание и примерьте на себя.

Итак, навскидку:

- Вариант актёрский. Когда хочется чисто сценически (в антураже и действии) изобразить, воплотить некий образ, и там уже пофигу, какого пола персонаж и есть ли у него пол вообще. Это может быть творческий вызов самому себе, может быть просто художественное удовольствие, неважно.

- Вариант примерить на себя - любимого героя, побыть на месте и в шкуре интересной и привлекательной персоналии. Удивительно, что он не прозвучал, а ведь он наиболее частый, по моим наблюдениям.
И это совсем не то, когда девушка хочет странного или ищет себе роль среди активных типажей, потому что хочет игровой движухи.
Все мы читаем книжки и смотрим кино - и неизбежно ассоциируем себя с теми или иными героями, так и в игре всем нам периодически хочется побыть любимым героем. А ведь героями в книгах и кино по факту чаще бывают мужчины, и именно их, хорошо знакомых и полюбившихся, мы на себя и примериваем. И даже вариант женского перевёртыша роли тут годится не всегда. Можно вывернуть Хана Соло, Робин Гуда и даже Ричарда Львиное Сердце, но Д'Артаньяна или Чингачгука хрена с два ты вывернешь в женскую фигуру.

- Близко к этому вариант, когда женщина хочет сыграть некую роль, которая, вот досада, в принципе не бывает женской. Не ради кросспола и даже не ради персонажа - ради содержания. Например, какой-нибудь бродячий монах в европейском средневековье - если играть серьёзно, то это роль с мощным и интересным культурным бэкграундом, но - исключительно мужским. Вариант монашки исключён, вариант переодетой монахом дамы - тоже, это будут уже совсем другие роли с другой психологической и культурной начинкой. Нет вариантов, кроме кросспола.

- И ещё один мотив, тоже распространённый. В любом человеке любого пола есть "внутренний мужчина" и "внутренняя женщина", "инь" и "ян", две стороны души, психики, личности (ну, Юнг нам в руки и всё такое). Девушкам (и даже тётенькам!) порой очень хочется и даже необходимо выгулять своего "внутреннего мальчишку". Для самопознания, ради пущей душевной гармонии и внутреннего равновесия. Не потому даже, что "мальчику можно то, чего нельзя девочке": это контекст внешних ограничений и табу. А потому, что "внутренний мальчик" хочет выразиться, просит выхода.
И поскольку это менее порицается, чем выгуливание парнями своих "внутренних девчонок" (парни, за редкими исключениями, об этом чаще всего и подумать-то боятся, сами понимаете, почему), постольку девушки и переодеваются в мальчиков, берут себе мужские роли. И оттягиваются.

Это не полная ревизия всего, что я могла бы выложить в плане мотиваций к кроссполу, но я назвала наиболее существенное, с моей точки зрения, именно в текущем контексте.

Почему мне показалось важным выложить эти варианты?

На тезис о том, что в мужских ролях девушки ищут именно движуху, можно бесконечно возражать, что, дескать, движухи хватает и в женских ролях, и дальше спор идёт на уровне "хватает - не хватает".
Если же обсуждать, к примеру, названные мной мотивы - эти внутренние движения заметно проблематичнее обесценить, расценить их как блажь, отказать человеку в праве на их реализацию, вам не кажется?..

*

...У меня-то у самой к этому вопросу отношение простое - сценическое. То, что допустимо в кино и театре, допустимо и на игре, то есть, если сыграно хорошо - то и прекрасно.

Хотя, кстати, если развить эту мысль, то получится кое-что интересное. Попробуем повернуть игру с разных сторон и глянуть в нескольких различных фокусах.

Если мы рассматриваем ролевую игру как вид сценического искусства, то кросспол абсолютно допустим, если он хорошо сделан с актёрской точки зрения - так же, как в театре и кино.

Если мы рассматриваем ролевую игру как вид психопрактики - кросспол допустим тем более, и тут вообще уже неважно даже качество игры. Если человек проигрывает свои внутренние заморочки в формате своеобразного тренинга, психодрамы и тому подобного - то это совершенно нормально, правильно и полезно; какую полоролевую модель он выбрал, насколько красиво её изобразил - это вообще несущественный момент, поскольку значимое происходит внутри участника, а не вовне.

Если мы рассматриваем РИ как продвинутый вариант детской игры "в ковбойцев и индейцев" (красных-белых, мушкетёров, пиратов, волшебников, школу, космический корабль), тот тут тоже как бы пофигу - мы как-то в детстве не особо разбирались, кто и где в нашей "войнушке" мальчики-девочки, существенно было только то, кому во что интересно играть.

Если мы рассматриваем РИ как вид спорта, азартного состязания (неважно, в боёвке ли, в квестах или в интриге, в игре с модельками) - тут вообще вопрос о поле-кроссполе не стоит как таковой: кто сильнее/умнее - тот и на коне.

Внимание, вопрос для мозга: как что мы должны рассмотреть ролевую игру, чтобы вопрос о кроссполе стал существенным? В рамках какого практического жанра мы могли бы обоснованно указать, например, на недопустимость (или нежелательность) кросспола?

И да, я намеренно не рассматриваю здесь многократно обмусоленные причины, по которым кросспол фрустрирует какие-то категории людей: это контексты социальной психологии, а не практик и жанров. Я не хочу обсуждать, как кросспол раздражает людей, здесь ничего нового всё равно не будет сказано.
Мне интересно, а возможно ли в принципе кросспол как таковой, как явление, подвергнуть критике в культурной плоскости, так сказать, от имени жанра... ну, хоть какого-нибудь жанра.
Tags: вести с полей, практика игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →