Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

"Простые волшебные вещи".Об очевидном и неочевидном опыте

Оригинал взят у a_str в "Простые волшебные вещи".Об очевидном и неочевидном опыте

"Простые волшебные вещи".
В эту же книжку, как я помню, входит "Тень Гугимагона".
Что объединяет эти две истории?
Ну, например, то, что в обоих случаях обучение происходит не методом получения сразу рабочего и полезного навыка (Как это обычно бывает во всех остальных книжках цикла Ехо: инструкция - о, я это умею, - я с успехом это применяю. Может быть, я как-нибудь еще распишу довольно нетривиальный способ "вырастания" героев цикла, но не в этот раз точно.), так вот, не методом получения сразу рабочего и полезного навыка, а методом получения бесполезного на первый взгляд и даже травмирующего опыта.



Оба случая происходят не с Максом - ему такой способ обучения недоступен вплоть до "Хаббы Хэна". В первом случае опыт, который ему пока некуда деть, получает Шурф, а во втором - горе-капитан, наследник волшебного платка, придающего невероятную убедительность всему сказанному.
Тело Шурфа (без ведома Шурфа) используется для путешествия между мирами, причем сам Шурф этот опыт не получает, более того, в процессе этих путешествий получает массу неприятнейших впечатлений и переживаний. Капитан корабля внезапно обретает навыки оратора-гипнотизера, но лишается их начисто, как только утрачивает талисман.

И вот тут-то бы и поговорить об обучении как таковом. (Мы эту тему еще немного обсудили с автором ниже, когда обменивались в переписке: я автору вопросы, автор мне - ответы.)
Нужно, конечно же, быть Шурфом Лонли-Локли, чтобы опыт, который получило тело, остался тем не менее при Шурфе и был отложен в некое хранилище, тщательно помечен "воспользоваться при случае" и никоим образом не протрачен и не забыт. Шурф, как известно, совершенство в смысле воли и организации.
Во втором случае опыт получает куда менее волевая личность, и ему необходим непременный талисман на замену, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, в которую его завел заемный, присвоенный навык. И тем не менее, можно быть уверенным, что имея талисман, он, скорее всего, благополучно убедит набранную команду, что все отделались очень дешево, а то и наберет себе все-таки доброхотов на то самое плаванье, в которое хотел пуститься. То есть та кроха опыта, которую он получил с присвоенного навыка, будет пущена в ход по крайней мере один раз.
Вот это то, чего большинство из нас совершенно не умеют делать, потому что обучены совсем другому.
Современная педагогика уже много лет пользуется многократным повторением как наилучшим способом освоить материал. И это работает в математике, живописи, спорте - оттачивается один и тот же, многократно один и тот же жест, пока не встанет так хорошо, что превратится в навык, после чего на него можно ставить новый жест и оттачивать уже его.
Но как только речь заходит о жизненном опыте, эмоциях, судьбе - это правило почему-то перестает работать.
Очень мало кто воспринимает эмоции как результат, как схему, которую можно воспроизвести. При том, что получать эмоции как результат мы все отлично умеем. Огромное количество ссор, например, основным продуктом имеет эмоции, которые другим способом не получить, но спросите десять человек, ради чего они ссорятся, и девять из десяти скажут вам "чтобы донести до партнера то-то и то-то", "чтобы улучшить отношения", "чтобы попустило наконец". Особенно, если это эмоции не положительные, а отрицательные - никто не хочет признаваться, что жаждет отрицательных эмоций, это не принято. Но получает. А поскольку отрицает получаемое, результат в целом выходит куда ниже, чем он есть на самом деле. Вернее, воспринимаемый результат получается куда ниже, чем он есть на самом деле, зато невоспринимаемый - растет как снежный ком, и в итоге мы получаем состояние "все плохо", оставаясь якобы в неведенье, откуда же он взялся. Опыт набирается, но мы не можем им пользоваться сознательно. Зато прекрасно пользуемся несознательно. А поскольку в сутках только двадцать четыре часа, то мы очень часто в итоге понятия не имеем, на что они у нас ушли. На эмоции? Бросьте, эмоции не в счет.

Но если бы Шурф из случившейся с ним истории вынес бы только "какой-то гад со стороны сотворил со мной отвратительную вещь, хорошо, что все хорошо закончилось, больше я не хочу об этом думать" - он никогда не начал бы путешествовать между мирами. Правда, тогда бы это был не Шурф.
У Шурфа Лонли-Локли, с его предельной концентрацией, есть одно качество, которое из просто обучаемого человека превращает его в эталон результативного обучения.
Это его доля во всем, что с ним происходит, даже если он при этом без сознания. Что бы с ним не сотворили, он всегда определит ту часть, которую творил он сам - и всегда запомнит, что именно он делал и с каким результатом.
Собственно, это и есть судьба. Или по крайней мере хороший способ ее построить.



Ну и рубрика вопросы-ответы.

Макс говорит Меламори о том, что в случае, когда хочешь на что-то решиться помогают 2 вещи - упрямство и судьба. С первой вроде все понятно, а как на счет судьбы? Есть ли какой-то способ понять, чего она от тебя хочет? Что делать, если в месте, где находишься не слишком приятные условия существования уже созданны, а в каком направлении оттуда двигаться - еще непонятно?
(Ответ на этот вопрос получился немного разговором, автор велел зафиксировать все реплики, что и делаю.)

Что тут скажешь - слушать надо, что говорят. А говорят, к сожалению, часто довольно невнятно - с нашей точки зрения, точки зрения людей, которым приходится вот прямо на ходу, с середины, учить язык, на котором говорит с нами реальность. Совершая ошибки, набивая шишки, но и успехи делая немалые (тот факт, что мы всё ещё живы - это тоже большой успех). На самом деле, если быть внимательным, всегда можно увидеть в хаосе окружающих обстоятельств события, отвечающие на наш главный внутренний вопрос, подталкивающие и подсказывающие.
У меня в последние годы самая любимая техника - просто спрашивать вслух. Вот так честно, вслух, формулировать: "Я не понимаю, что делать, подскажите". Тогда ответы становятся гораздо более чёткими, захочешь - не ошибешься.
Хотя иногда требуется очень много мужества, чтобы эти ответы принимать. Они не всегда желанные.
Ещё один технический секрет. Штука в том, что следование своей судьбе (призванию, предназначению, как хочешь назови) даёт силу, а отказ от следования ей опустошает. Очень часто, к сожалению, это становится заметно только когда мы уже превращены в руины. Поэтому и тут нужна огромная чуткость. Состояние, которое чаще всего называют "вдохновением", а мне удобней (потому что точнее) называть "горением внутреннего огня" - признак того, что мы на верном пути. Не нужно ждать, пока станет совсем худо. Одно только отсутствие внутреннего огня - признак, что мы заблудились. Чем раньше начнём искать развилку, где это произошло, и менять путь, тем лучше.

Моя реплика: я бы добавил еще, что первым признаком утраты вдохновения - до самого вдохновения часто не доходят, многие вообще не знают, что это такое, - является отсутствие любопытства. отсутствие не уверенности даже, а хотя бы надежды, что если задать вопрос, получишь на него действительно интересный ответ. вот когда это исчезает (обычно еще в школе) - нужно очень быстро что-то делать, а то покроешься коркой в два счета, какой уж там огонь.

Мне кажется, очень точно про любопытство. (А вдохновение, конечно же, всем (ладно, почти всем) знакомо по детству - когда игра увлекает настолько, что забываешь вовремя прийти домой, это оно и есть. Внутренний огонь. К сожалению, в рамках современной культуры, его принято гасить - из так называемых разумных соображений. Большая часть процесса умерщвления, именуемого "воспитанием" именно про это. И, как ни жестоко это звучит, выживают (не умерщвляются) только сильнейшие. Те, чей внутренний огонь настолько велик, что скорее допустит гибель своего обладателя (лучшие из нас действительно часто умирают молодыми), чем согласится погаснуть.

Моя реплика: это, понимаешь, такая штука... в детстве этот внутренний огонь горит как бы отдельно от тебя. он как будто сам по себе, ты не умеешь его ни вызвать, ни управлять им. настоящее вдохновение - как мастерство. ты зовешь - и оно приходит. ты можешь мобилизоваться на что-то, можешь пригасить его, знаешь, как поддерживать. в детстве тебе показывают, что такое внутренний огонь. после этого нужно сделать усилие, чтобы поместить его в себя. кому-то везет - и они это делают нечувствительно, в игре-обучении. а кому-то - нет. и уходит детство=уходит вдохновение.

Опыт есть опыт. По крайней мере, мы все можем вспомнить, как это. И знать, чего именно нам не хватает, когда его не хватает. А его не хватает всегда. Мне кажется, кстати, здесь (в реальности, данной нам в ощущениях) это вообще главная фишечка, общая схема работы: получить всего много и даром, насладиться, утратить, нажить негативный опыт, исключающий возможность возвращения дара, вернуть его, вопреки почти полной невозможности, на новом уровне, все танцуют. Здесь, по-моему, абсолютно всё так устроено.

Моя реплика: похоже на то, да. обучение - ни к черту. педагоги давным-давно вывели, что разовый опыт - почти ничего не дает, необходимо множество повторений, постоянное возвращение к новому знанию, вот тогда оно усвоится. отлично работает в хорошей школе. но! почему-то никто не применяет это к жизненному опыту! почти никто! самое большее "хвалите ребенка". не "дайте ему пережить снова и снова то, за что вы его похвалили", а "хвалите его!"

Ну вот здесь - так. Почему-то. Будь я автором этого проекта, я бы щас сказал, что доживёте до моих лет, поймёте, в чём была фишка! Ну, чёрт его знает, может и поймём.


Можно ли поподробнее о том, что такое Сердце Мира? А есть ли что-то похожее у нашего Мира или их физиология разительно отличается?

Как я понимаю, структура наших реальностей действительно разительно отличается. В смысле, ничего похожего на Стержень Мира и Сердце Мира (места, где стержень выходит, условно говоря, на поверхность), у нас нет. Что такое Стержень Мира, можно только предполагать (потому что даже тамошние учёные отвечают на этот вопрос недостаточно полно и убедительно, поди такую информацию в человеческую голову умести). Похоже, Стержень Мира - это мощный поток энергии, настолько созидательной, что на этом потоке эдакой омелой родилась вполне себе материальная реальность, населённая кем-то вроде людей.
Что касается обратной стороны Сердца Мира, о ней мы пока не знаем почти ничего. Доподлинно известно, что там был Угурбадо, известно, в каком виде и с какими способностями он оттуда вернулся. Вкратце, там его слабость стала его силой, а все ресурсы, как я понимаю, были доведены до полного (индивидуального, конечно) максимума. Но один Угурбадо - это всё-таки слишком мало, чтобы делать выводы.
Я подозреваю, что загадочные маги древности, о которых так много, восхищённо и невнятно говорят разные великие люди современности типа Джуффина, ходили на обратную сторону Сердца Мира - иначе с чего бы они были такими крутыми. Явно отточили себя об хорошее, годное точило. Но пока это - просто догадки. Что там на самом деле, и прояснится ли этот вопрос, я пока не знаю.


Как выглядит ремесло в Ехо? Вот эти самые простые вещи, которые становятся волшебными? Нет ли Холоми специальной камеры, в которую пускают лучших ювелиров, чтобы они могли поработься совсем без магии? И другой, неподалеку, чтобы, скажем, зарыть получившуюся вещь в землю, а потом лет через десять выкопать и посмотреть, что получилось? И как ведут себя в Ехо просто очень старые вещи?

Надо начать с терминологической поправки. "Простые волшебные вещи" - это импортные вещи, то есть, изготовленные вдалеке от Сердца Мира. Которые при этом, попадая в Ехо, приобретают дополнительные магические свойства. То есть, Очевидная магия усиливает ту магию (другой природы, в том числе и простую магию человеческого внимания и намерения, хорошо знакомую нам), которая была в эти вещи вложена. Там где-то в тексте Кофа (кажется) как раз подробно объясняет, что означает этот термин.
Ещё надо сразу сказать, что если ремесленник хочет поработать без Очевидной магии, ему не надо прятаться в Холоми. Достаточно просто не читать никаких заклинаний. Она (очевидная магия), как я понимаю, сама насильственно в предметы не запрыгивает.
Тут штука в том, что в Ехо и окрестностях народ избалован доступностью Очевидной магии. И другую просто не применяет! Ну, массово - нет. Неспособные к Очевидной магии потомки драххов практикуют какую-то свою древнюю "лесную" магию, у них выхода другого просто нет. (Кстати, видишь, как разумно всё было устроено: возле Сердца Мира испокон века жили люди, не способные к маги и Сердца Мира, к источнику особо не припадали, и все были довольны; кто ж знал, что с Уандука и Чирухты такие толпы способных понабегут.)
Так вот, в других землях Очевидная магия работает с большим трудом (считай, не работает), но это не означает, что магии там нет вовсе. Она есть. Разная, разной природы и разной степени эффективности. В Уандуке, как я понимаю, вообще такая круть творится, что угуландцам и не снилось (вернее, снилось, но не всё). Короче, в других землях колдуют иначе. И эффект "Простой Волшебной Вещи" получается, когда Очевидная магия накладывается на какую-то другую. Вот в чём штука.
Что касается очень старых вещей, они будут вести себя по-разному. Всё же зависит от того, кто, как и для чего эту вещь делал, что в неё вкладывал.


Tags: волшебное, всегда, под лупой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments