Top.Mail.Ru
Религиовед о религии в современном мире - Очередная рабочая тетрадка — ЖЖ
? ?
Очередная рабочая тетрадка
Февраль 7, 2015
09:07 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Религиовед о религии в современном мире
Оригинал взят у ringlin в post

Рекламирую хорошую светскую статью про религии.

http://www.the-village.ru/village/city/city-news/175671-chto_novogo_religioved

"Верующие такие же граждане, как и все остальные. У них могут быть самые разные, в том числе и не самые приятные, мнения по разным вопросам. Их присутствие в публичном пространстве — это норма демократического государства. С другой стороны, надо знать, где остановиться. Но если внутри нет никаких ограничителей, почему бы и не поговорить от лица всей нации? Вообще, не надо смотреть на религии как на что-то мистическое и загадочное. В основе религиозности лежит опыт переживания запредельного, но заправляют религиями всё же по преимуществу сами люди. А людьми зачастую движут обычные человеческие мотивы: расширение сферы влияния, жажда власти, денег, в конце концов. Если есть возможность захватить в сферу своего влияния как можно больше ресурсов, почему бы этого не сделать? Чтобы эти ограничители появились, нужна рефлексия, нужна теология, нужен интеллект."

Tags: ,

(12 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:rositsa
Date:Февраль 7, 2015 04:24 pm
(Link)
Я православный, но в бога не верю.
Мимими.
[User Picture]
From:kiowa_mike
Date:Февраль 7, 2015 04:37 pm
(Link)
Да. Есть спорные моменты и их немало - но это именно материал для обсуждения. Спасибо.
[User Picture]
From:kat_bilbo
Date:Февраль 7, 2015 04:53 pm
(Link)
Да, именно - не как "манифест", а как материал для обдумывания и обсуждения.
В статье есть слабые, на мой взгляд, места, но есть и очень точные моменты.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:rositsa
Date:Февраль 7, 2015 05:18 pm
(Link)
«Но чтобы заставить хорошего человека делать зло — для этого необходима религия».
Спорно.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:rositsa
Date:Февраль 7, 2015 06:27 pm
(Link)
Психологи провели 2 знаменитых эксперимента (не помню по автору), в которых хорошие люди делали зло без каких-либо религиознвх доктрин.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:rositsa
Date:Февраль 7, 2015 06:38 pm
(Link)
Да, но религия для этого им не понадобилась.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:ringlin
Date:Февраль 8, 2015 06:41 am
(Link)
С интересом следил за дискуссией. Началась она с того, что "чтобы заставить хорошего человека делать зло — для этого необходима религия". Теперь она остановилась на том что "религия не является единственным способом заставить человека делать плохое", раз уж вы говорите о таких внерелигиозных вещах как тюрьма и армия.

Я также добавлю, что множество людей, принимающих участие в гражданских конфликтах и войнах, считают, что делают достойное и праведное дело. Причем с обеих сторон, как мы можем видеть сейчас на примере Украины. И религии им для этого не надо. :(

В целом, можно согласиться с вами, что плохо, когда человек не думает, что делает, а некритически принимает идеологию, которую ему насаждает кто-то со стороны. Но ведь в упомянутой Кэт статье специалист как раз и говорит, что есть примитивная религиозность, для которой вообще ничего делать не надо (то есть можно оставаться тем же человеком, что и был), а религии не про это.

А так некритичность всегда не хороша для взрослого человека, принимает ли он некритично религию, науку, или что-то ещё.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:enty_n
Date:Февраль 8, 2015 10:05 am

Пара нюансов.

(Link)
Мне тоже интересно стало. Но позвольте не согласиться с тем, что вы сказали: "Так вот - необходима. Для того, чтобы человек продолжал считать себя хорошим." Это уклон в сторону так называемой токсической веры. То есть хожу на службы, Библию читаю, молюсь правильно - ок, я не просто хорош, я сиятелен и архиправилен. Остальные верующие, которые опаздывают на службы или нерегулярно их посещают, молятся редко, имеют отличное от моего мнение о церкви - они вообще неправильные, они чужие для меня. Вот и получается, что вера в атрибутику зачастую подменяет собой вдумчивые размышления о высшем, короче, работу головой. А так любая церковь априори - собрание грешников, так-то. Любой разумно мыслящий священник как раз и уводит свою паству от токсической веры и от разделения "свой-чужой", "плохой-хороший".
А некритично науку воспринимать - ну вон, вой вокруг ГМО, раздутый непомерно, или про то, что мобильные телефоны своими полями мозги выжигают.
[User Picture]
From:ringlin
Date:Февраль 8, 2015 10:29 am
(Link)
Воспринимать некритично науку можно, как обыватель. Многие не понимают, что такое наука, не владеют научным мышлением, убеждены, что наука доказала отсутствие Бога, хотя не в состоянии объяснить, как она это сделала.

Приравнивая религию и современное понимание идеологии, вы как-то сильно расширяете термин. Настолько, что по содержанию он уже соответствует моему тезису о том что принимать идеи некритично - плохо. В строгом смысле религия и идеология не тождественны, хотя религия может включать в себя идеологию и почти всегда включает.

[User Picture]
From:cucanero
Date:Февраль 8, 2015 09:47 am
(Link)
Так религия - это в общем объединение. Если есть "наши - не наши", то обязательно есть и нерациональные основания, верования. Что в тюрьме, что в армии.
[User Picture]
From:ringlin
Date:Февраль 8, 2015 10:09 am
(Link)
Наши-не наши это вроде человеческая фишка вообще.
[User Picture]
From:cucanero
Date:Февраль 8, 2015 10:55 am
(Link)
Так и религия. Как любят говорить попы, "нет ни одного общества без религии".
Творческая Мастерская "Время Дороги" Разработано LiveJournal.com