Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Categories:

"Зелёный Свитер" - Панорама ролевых игр Украины

Украинские РИ - интересное и объёмное интервью коллеги из Киева.

Оригинал взят у rovenion в Руско - об украинских играх

В живые ролевые игры на русском языке играют не только в России.
Новый корреспондент "Зелёного свитера" Агни ambergi воплотила мою давнюю мечту и поговорила об украинских РИ с известным ролевиком и мастером Руско quelle_rusco.




Агни: Скажи - вот ты много был на играх в Украине и часто ездил к нам - в чем сходство и различие игр в наших двух странах?
Руско: Знаешь, о каких-то массовых различиях я не скажу ничего. Хотя бы потому, что в России больше разброс между "передовыми играми" и какими-нибудь региональными играми в занавесках и с мечами из лыж. Мне проще рассказать о характерных особенностях именно украинского ролевого движения - потому что в Украине оно более однородно. Нет такого разброса... ну, пусть будет «по качеству».
В России РИ-сообщество очень сильно концентрируется вокруг крупных городов. Вот понятно - Москва, Питер, Казань там, Екатеринбург, ну и дальше поехали.
У нас иначе. Во-первых, нас мало - по сравнению с теми же Москвой и Питером у нас не так много ролевиков. Во вторых, у нас все близко. Съездить из Одессы в Киев на игру намного проще, чем даже из Москвы в Казань или из Питера в Москву.
В результате совершенно нормальное явление, когда на игры в 50 человек под Киевом приезжает двадцать харьковчан, пятнадцать одесситов - и обязательно еще кто-то из Днепропетровска заглянет.

Агни: Значит ли это, что стиль игры по всей Украине примерно одинаковый?
Руско:
Нет, ни в коем разе. Разброс стилей игры, как и в России, велик - но у нас достаточно частое явление, когда один и тот же человек спокойно ездит на майские вонзиться и побухать, а через месяц - на какой-нибудь замороченный постмодерн и игры со смыслами.
Штука в том, что из-за постоянных поездок друг к другу у нас скорее нет какого-то характерного "одесского" там или "киевского" стиля.

Агни: Как часто у вас принято ездить на игры? Сколько примерно игр в сезон посетит украинский заядлый ролевик?
Руско:
Если мы говорим о выездных играх - на полигон или на базу - то средняя цифра будет 3-4. Не учитывая этот сезон, конечно. Средняя цифра получается при том, что кто-то объедет все региональные однодневки, а кто-то выберется на один большой проект.
Фестивали не в счет, конвенты тоже, камерки тоже. Есть еще городские - и тут уже зависит от города. В Киеве за осенне-зимний сезон обычно случается минимум пара городских игр, не считая ВТМ (VtM, Vampire: the Masquerade), который перманентен. В других городах с этим куда хуже дела.

Агни: То есть, в других городах зимой не играют?
Руско:
Играют, но куда реже. Был несколько лет назад бум городских игр в Харькове, но потом запустившая этот бум МГ "Транс-Айленд" разъехалась по разным городам и свернула деятельность. Сейчас они, наконец, сконцентрировались в Киеве — и, я надеюсь, соберутся еще что-нибудь делать, потому что их городские - просто отличны.
Да, в городские у нас играют в основном осенью и весной - за исключением того же ВТМ, конечно, который, повторю, вечен и перманентен.

Агни: Есть ли какие-то любимые темы игр (оставим пока ВТМ), на которые радостно подрываются игроки и которые ставят из года в год?
Руско
: Не то слово. И даже хуже - стоит кому-то сделать удачную игру, на следующий сезон (а иногда и на этот же) тут же будет заявлено -надцать проектов на ту же тему. Это кошмар, но, к сожалению, часть мастергрупп у нас считает, что "зашедшая" тема - две трети успеха, так как игроки хотят «ящик водки и всех обратно».
Самая жесть в том, что зачастую эти игры-клоны ставят на одни и те же даты.

Если говорить конкретно о каких-то темах - непреходящей является целая подборка, которая используется для крупных полигонок на открытие-закрытие сезона - «Игра Престолов», «Ведьмак», Ваха, Хоббитки всякие и прочее «задорное вонзалово».
С играми форматом поменьше все обстоит совсем иначе, и МГ стараются найти «незаезженные» темы, интересные. Об играх формата "до 200" стоит рассказать отдельно.
Кроме того, обязательно в сезоне будут россыпью региональные маленькие игрушечки на 1-2 дня человек на 30-50 - славянки, викингушники, всякие сказки, артурианы - и прочее в том же духе. И, конечно, ВТМ!

Агни: Ты уже который раз поминаешь ВТМ. Неужели действительно такая сильная традиция?
Руско:
Ну, если я не ошибаюсь, в Киеве в него играют уже лет пятнадцать минимум. И у некоторых персонажи не меняются. То есть, что ни год - то опять. Зимой и летом одним цветом.

Агни: Сериальные игры! Знакомое явление. Это только с ВТМ у вас происходит, или же сериальные игры по другим вселенным тоже ставят?
Руско
: Ставят. Были отдельные "игры с продолжением", полигонные - насколько я знаю, была такая по авторскому миру, была по "Властелину колец" точно.
Отдельно стоят «поттероманы», небольшая, совсем закрытая тусовка, мало контактирующая с остальными ролевиками. Что там у них творится, мне сказать сложновато.
Ну и в следующем году наша творческая группа запускает пробный шар в плане сериальной игры на базе - мы планируем сделать игру про Дурмстранг на движке «Хогвартских сезонов». Я, на самом деле, искренний фанат этого движка, и считаю, что многие вещи из него стоит перевести на нашу почву. Впрочем, как и другие интересные игротехнические и прочие решения, до которых дошли в российском РД.
Ах, да, совсем забыл сказать. Конечно же, была еще целая серия игр "Остров", которые делала Катя Бильбо!

Агни: К слову о заимствованиях. Расскажи, как ты видишь взаимовлияние наших традиций? Что ценного мы друг другу можем предложить (или уже освоили)?
Руско:
Ну, начнем с того, что в плане эволюции РИ российское движение неплохо ускакало вперед. Я вижу причину этого в банальной концентрации - в одной Москве ролевиков вряд ли меньше, чем во всей Украине. Когда в одном городе столько народа занимается ролевыми играми - с моей точки зрения, логично, что куда активнее будут разрабатываться и внедряться всякие прикольные штуки.
В целом, я вижу очень много вкусных идей в российских играх и активно ратую за их использование у нас. В свое время несколько МГ в Украине дружно начали использовать «аскольдо-карточки», и это дело зашло. Это как пример.
Что касается “чего мы дать можем" — ну, насколько мне известно, ларповое оружие у нас начали внедрять раньше Но это я точно не скажу, не специалист.
Если серьезно, то по моему личному впечатлению - у нас люди в массе своей куда более упороты. У нас, например, намного меньше пекутся о чьей-то тонкой душевной организации и «офигенно богатом внутреннем мире». Играешь короля? Докажи, че. Играешь Саурона? Ну так сделай, чтоб тебя боялись - и неважно, сделаешь ты это личной крутой игрой или командой в тридцать латников.
Кстати, поэтому у нас мало кросспола. Хочешь играть кросспол - докажи, че. Кто доказал - все, пускают на игры кроссполом.

Агни: Предположим, мы «ушли вперед». Но я вижу в вашем РД и плюсы "ролевой молодости" - много вдохновения, меньше внимания к антуражу и строяку в ущерб отыгрышу и сюжету.
Руско:
Ой не скажи. Тема про сто двадцать пять пляжных зонтиков у нас встает в полный рост.
Но, конечно, не у всех и не везде. И все же вывезти на полигонную игру полную машину антуража уже стало скорее стандартом, чем исключением.
А с вдохновением все так. С отыгрышем и сюжетом тоже - зависит от игры.
И тут, наверное, стоит рассказать, почему я особо выделяю формат игр "до 200 человек".

Агни: Конечно, расскажи.
Руско:
В Украине есть такое явление как открытие и закрытие сезона. Причина проста - на первые майские праздники у нас зачастую тепло, а иногда уже откровенно жарко. Именно на первые майские происходят самые массовые игры формата "повонзаться и выгулять платьишки".
В конце августа у нас есть длинные выходные - День Независимости. И на эту дату тоже ставят массовые игры.
По факту, остальное время свободно для кучи игр форматом поменьше. И вот тут-то начинается самое интересное.
Дело в том, что именно при формате игры "до 200" появляется возможность собрать людей, которые готовы играть во что-то необычное, непривычное, экспериментировать, вживаться и так далее. 150-200 человек - это то количество, которое МГ с вероятностью соберет на необычную игру.
Поэтому лично я в свое время отказался от подготовки игр форматом больше 150 человек. Мне достаточно - я соберу свою аудиторию плюс какое-то количество новых людей. И в целом эта тенденция наблюдается по всей стране - если игра необычная, то ее формат - 150-200 человек, редко больше.

Агни: Позволю себе немного ехидства: хочешь сказать, что во всей Украине только 200 человек любят играть в "странное", а остальные ездят вонзаться и выгуливать платьишки?
Руско:
Нет, немного не так. 150-200 человек - это то количество, которое, скорее всего, получится, если из желающих серьезно поиграть отсеять тех, кто не заинтересовался темой, не может взять отпуск, поругался с мастерами, сидит без денег - или просто умудрился прохлопать конкретную игру — ну и так далее.

На самом деле, совершенно неверно говорить, что оставшиеся любят исключительно вонзаться и выгуливать платьишки. Штука в том, что у нас, например, очень игручие файтеры. То есть, файтерский клуб, приехавший поиграть - это не такая уж и редкость. Также не редкость - команда реконов, тоже приехавшая поиграть. У нас вообще куда теснее связаны ролевики, файтеры-турнирщики и реконструкторы. Как я вижу по своему опыту, в России размежевание в целом больше.

Агни: То есть, реконструктор-файтер, играющий сложную роль, у вас не редкость?
Руско:
Он, конечно, привлечет внимание, но в целом - да, не редкость.

Агни: Вернемся к заимствованиям. Я знаю, что у тебя богатый опыт мастерения - можешь назвать несколько любимых «фишек», которые позаимствовал у нас, если такие есть?
Руско:
Аскольдо-карточки, конечно! Я их активно применял сам и советовал другим. Медицину и магию на карточках мы делали в полный рост. Мои друзья, прекрасная МГ Pathologic, тоже одними из первых их применяли - на игре по одноименной компьютерной игре, простите за тавтологию.
В этом году на игре "Кетополис" мы применяли модель Бездны авторства Ксинга - тоже чудесно зашло.
Также очень люблю подсматривать всякие удобные мелочи - например, так я подсмотрел использование "светлячков"-диодов.
В целом, я просто считаю, что заимствование - хорошая штука. Главное - обязательно указывать копирайты!

Агни: Хорошо. Но любое взаимодействие - двусторонний процесс. Расскажи нам, как российские ролевики интегрируются в вашу среду.
Руско:
Неохотно. На самом деле, количество российского народа, катающегося к нам, и украинского, катающегося к вам, в целом одинаково. И это единицы. Однако бывают крайне колоритные единицы.
Например, на историческую игру по эпохе Руины приехал аж один россиянин. Играть посла московского царя. Учитывая, что рабочим языком игры был украинский - это отдельный героизм. Самое смешное, что человек прекрасно понимает украинский, но на игре старательно делал вид, что нет.
Есть россияне, которые у нас вполне себе мастерят. Во-первых, много лет игры у нас делала Катя Бильбо, я уже говорил. Ну а в прошлом году нашу игру "Эйре: Чужая земля" мастерили аж два москвича, и получилось очень даже.
Агни: Да, и в кастинге "Эйре" россиян было целых девять.

Расскажи про основные ваши фестивали и конвенты - когда, где, о чем?
Руско:
По сути, после долгих попыток запустить всякие конвенты их осталось два. Это старый конвент Чугункон, несколько лет назад переживший переезд и ребрендинг. И отпраздновавший в прошлом году пятилетие Юкон you_kon, который изначально запускала наша ТГ "Дикая Охота", а потом вокруг него фактически сформировалась чудесная отдельная команда народа. В целом, многое у этих конвентов схоже - только Чугункон традиционно больше времени уделяет музыкальной программе и общению, а на Юконе больше внимания отдается методическому блоку.
Есть еще Харьковский семинар мастеров, он небольшой, но тоже вполне толковый.
Фестивалей у нас в разы больше, тем более что в западной части Украины много старинных замков, и вообще всякие исторические фестивали серьезно интегрированы в туристическую сферу.

Агни: Вот ты говоришь про "Дикую Охоту". Я знаю, что у вас есть имя в Украине. Какого рода игры вы делаете и откуда черпаете свое вдохновение? Можешь ли ты сказать, что у вас своя школа игры?
Руско:
Ну, "Дикая Охота" - это не МГ в традиционном смысле. Это, скорее, небольшая вольная тусовка, в окрестностях которой все время что-то бурлит. Каждый раз наполовину другой состав делает игры, кто во что горазд. Просто это какое-то очень условное название.
Лично я очень много читал про разные игры в России, и когда начал делать свою первую игру - хотел сделать что-то непривычное, необычное. Так и заверте...
У нас нет своей школы игры. Есть какие-то предпочтения у разных мастеров - разные игры у разных людей. Но в целом это более-менее варится одно с другим, идет обмен мнений — и, конечно, мы все влияем друг на друга.
Есть классная фраза у МГ "Кухня" - "На этой игре может испортиться ваш костюм и мировоззрение". Ну вот да, полностью подписываюсь.
Больше угара, больше упоротости, алхимии и постмодерна. Где-то так.

Агни: Какие еще известные МГ ты можешь назвать, и в чем их особенности?
Руско:
Из тех, что сейчас действуют - Pathologic, в первую очередь. Их первая игра находится у меня в личном списке лучших на первом месте. При том, что я там варил кофе, в смысле, поехал помочь с игротехникой, так что наблюдал все достаточно со стороны.
Я уже упоминал “Транс-Айленд” - надеюсь, они вернутся к мастерению. Чудесные ребята, совершенно прекрасные городские игры делают. И очень любят придумывать новые классные штуки - например, к игре по "Задверью" Геймана они придумали мощнейший экономический "движок на хламе".
Есть МГ "Кухня" еще, МГ "Альтера" (делали интереснейшие игры по авторским мирам, и исторички хорошие), "Скрим" из Запорожья (у них игры менее замороченные, но более веселые). Также есть "Кимру" - они традиционно делают игры на открытие сезона, про повонзаться. Того же типа ребята из Черкасс - МГ "Архангел", но сейчас, вроде бы, они раскололись и иначе называются. У них вообще игры частенько по два раза в год, полигон используется один и тот же, правила меняются исключительно в плане мелких правок в зависимости от темы игры.

Агни: Ну и вопрос, от которого не уйти. Что изменилось в украинских РИ за последний год?
Руско:
На самом деле, если мы говорим о каком-то расколе - то практически ничего. Но, что логично, в этом году практически не было игр - не до того было. Опять же, очень многие мои знакомые ролевики ушли в армию - кто по мобилизации, кто добровольцами. Есть и те, кто погиб или попал в плен, конечно. Многие занимаются совсем другими вещами - кто-то с шитья прикидов переключился на броники и подсумки, кто-то занимается беженцами, а не конвентами, ну и так далее.
Такая атмосфера не очень способствует играм, понятное дело - но, тем не менее, все равно что-то небольшое проводится. Я вот сам поучаствовал в мастерении "Кетополиса" - и не пожалел. Это помогло многим игрокам на три дня отрешиться от постоянной тревожности, выдохнуть.
Но такая атмосфера очень сильно способствует общности в том числе ролевого сообщества. Было очень весело, делая броники совместно с кучей незнакомого народа, в процессе делания общаться про игротехнику и обсуждать прошлое и будущее ролевых игр. Незнакомые мне люди оказались ролевиками, и я надеюсь, мы еще не раз пересечемся на играх.


Агни: Будем верить в лучшее.
Какие проекты у вас запланированы на грядущий сезон, куда имело бы смысл приехать издалека?
Руско:
Ну лично мы будем делать, как я уже говорил, игру про Дурмстранг. Нам было бы очень интересно видеть там людей, заинтересовавшихся темой. Пока мы проводим подготовку, как заявим игру - она появится как минимум на всеукраинском календаре Вараксина http://ua-rpg.ho.ua/ - и, возможно, также закинем на когда-игру.
Еще хорошие люди обещали игру по "Книгомирью". Об остальном мне сказать пока сложно, из-за общей обстановки в стране я, что логично, сезон пока не планировал.

Агни: Спасибо! Желаю мира, вдохновения и творческих успехов! И, конечно, побольше хороших совместных игр.



На случай, если кому-то захочется написать что-то злобно-политическое: комменты скрыты, всё злое и провокационное буду стирать, не открывая.
Tags: вести с полей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment