Уважаемые коллеги!
9-10 марта на площадке "Точка кипения” прошла Мастерская по использованию игр «Игротека.pro».
Всего за оба дня «Игротеку» посетили порядка 50 человек. Большое спасибо тем, кто проводил мероприятия, участвовал в играх, помогал сделать их лучше и не давал обсуждениям потеряться в теоретических дебрях.
Рецепт мастерской по использованию игр прост: «вместе поиграть, а потом обсудить, где и для чего эти игры можно применять, и как они устроены». Кроме мастерских, были и традиционные семинары, но и на семинарах речь в основном шла о конкретных играх и возможности их использования и доработки.
В ходе Игротеки.pro были продемонстрированы и обсуждены следующие игры:1. Игра «КосмоКупцы» (проводила Елена Стасова) – ролевая игра на тему переговоров и продаж с малозаинтересованным или безразличным партнером. Игра применяется как в тренингах, так и в assessment centre. В обсуждении поднимались вопросы роли тренера в процессе игры, возможности и ограничения игроков и их образовательный смысл.
2. Игра «Менеджмент» (проводил Борис Фетисов) – деловая игра-симулятор об организации производства и сбыта. Игра применяется в тренинговых и консалтинговых программах, для профориентации школьников. Предметом обсуждения были ситуации, возникающие в игре и их образовательный смысл, возможность использовать материал игры для образовательного процесса.
3. Игра «Ларьки» (проводил Петр Шилов) – настольная игра, разработанная на Школе игротехника RAGE-2013. Игра находится в стадии разработки и не имеет пока ни метафоры, ни конкретного практического назначения. Обсуждались способы оптимизировать игровую модель, а также возможные способы применения игры на практике.
4. Игра «Подарок с Земли 2.0» (проводили Людмила Смеркович и Петр Шилов) – ролевая игра, посвященная работе в команде, делегированию полномочий и переговорам. Данная игра является модификацией образовательной игры, проводившейся на тренингах и программах дополнительного образования студентов казанских ВУЗов. Обсуждались отличия переработанной игры от оригинала, возможные фокусировки обсуждения, образовательный смысл возникающих в игре ситуаций.
5. Игра «Проектные команды» (проводили Дмитрий Забиров и Денис Коричин) – деловая игра, посвященная деятельности проектных групп в рамках крупной компании или реализации глобальной программы. Игра находится в стадии разработки и в первый день прошел проектный семинар, на котором был изложен замысел игры и проведен критический разбор этого замысла, на второй день состоялся первый тест игровой модели с обсуждением соответствия игры замыслу, способов реализовать заложенные в игру смыслы.
6. Игра «Флоренция» (проводил Дмитрий Земцов) – деловая игра, посвященная переговорам. Игра применяется в системе дополнительного образования студентов. Предметом обсуждения был образовательный смысл игры, как именно конкретные части игрового процесса работают на выполнение образовательной задачи.
Большинство этих и множество других малых игр и других малых форм для образования и развития персонала вы найдете на сайте МИФ
В рамках семинарского блока проходили следующие обсуждения:
1. «Игры и он-лайн образование» (проводили Людмила Смеркович, Ирина Музалевская). Начавшись с очень прикладных задач по включению игр во вполне конкретные он-лайн-курсы, разговор повернул благодаря точным вопросам коллег на принципиальные требования к игре, предназначенной для образовательного он-лайн-курса. Картина получилась любопытная и неожиданная, с ней надо разбираться дальше. Много вопросов, которые нужно разобрать поподробнее: Что ждет от игры в он-лайн-образовании заказчик? А что – пользователь? Как должна быть устроена такая игра?
2. «Игрофикация конференций» (проводил Алексей Яцына). Не секрет, что традиционные конференции могут быть довольно скучными и набившими оскомину мероприятиями. Как соединить приятное с полезным, при помощи игрофикации решая важные задачи повышения связности между участниками, поддержки основной программы конференции, а также получения дополнительной пользы и смысла от времени, проведенного на конференции, обсуждалось на этом семинаре. Помимо обсуждения возможност ей игрофикации на семинаре прошел мозговой штурм по набору методик игрофикации конференций, как уже использующихся, так и возможных к применению.
3. «Игра для урока истории: для учителя и ученика» (проводили Алексей Клемешов, Петр Шилов). У Алексея вполне конкретная ситуация: нужно на курсах повышения квалификации передать педагогам истории и обществознания игры, которые они смогут проводить. Сложности начинаются с самого устройства предмета история в школе: он считается устным, но при этом требования все больше смещаются к тому, чтобы ученик был способен написать самостоятельный текст. Могут ли в этом помочь игры? Судя по результатам семинара – да, если закладывать в игру небольшие элементы исторического исследования, посильные для школьников. Замысел такой игры возник в обсуждении на семинаре. Будем ждать обкатки этой идеи на живых детях и педагогах.
4. «Игры в парке «Марс-Тефо» (проводили Александра Шитц, Людмила Смеркович). Интеракториум «Марс-Тефо» - экспериментальный проект, в котором школьники могут при помощи экскурсий и игр окунуться с мир космонавтики. В будущем там планируются кружки по космической тематике для школьников, включение талантливых подростков в исследовательские и инженерные программы. Но пока проект в процессе становления, главной задачей является формирование интереса школьников к космосу, в частности – к Марсу и программам его освоения. Семинар был посвящен формированию технического задания на образовательную игру на базе «Марс-Тефо». Собственно ТЗ прописать по пунктам не удалось, зато понятно, что надо делать в ближайшее время для того, чтобы его сделать корректно и подробно. Ближайший шаг – консультация в скайпе со специалистами по геологии и химии по поводу замысла исследовательской игры, созданного на семинаре.
5. «Портал малых игровых форм МИФ» (проводил Дмитрий Орлов). Для того, чтобы иметь возможность поделиться опытом и разработками, Конструкторы сообществ практики создали портал сообщества Малых Интерактивных Форматов (МИФ). Этот портал позволяет в удобной форме обмениваться авторскими описаниями игр, упражнений или методик, между педагогами, игропрактиками и всеми сторонниками интерактивной педагогики. Возможностям портала и пожеланиям по его развитию был посвящен этот семинар.
6. «Игра по истории и управлению» (проводили Дмитрий Забиров и Александр Кретов). Ролевая игра, делающаяся «для души», как творческий проект, но со строгим соблюдением управленческих и исторических закономерностей, положенных в основу игровой модели – вот предмет обсуждения этого семинара. Игра, позволяющая разворачивать управленческие сюжеты в исторической рамке, ее устройство и дальнейшие шаги по ее созданию и тестированию была представлена участникам и развернута в схеме.
7. «Мастер-Зилант: Итоги» + «Программа исследование и обсуждение 2024» (проводили Дмитрий Забиров, Петр Шилов, Людмила Смеркович). Заключительное пленарное заседание Мастер-Зиланта было посвящено подведению итогов 12-летней программы исследований игры, проходившей в рамках конвента создателей игры. Инициаторы этого дела – Казанский игротехнический семинар – вкратце рассказали, какие игры и обсуждения входили в эту программу, как смещались фокусы рассмотрения игры, выложили на доску понятия, разработанные в рамках программы. А затем перешли к планам на будущее. Программа исследования ролевой игры завершена, теперь надо брать рамку шире и вплотную заниматься игропрактикой. Есть предположение, с чего надо начинать и есть большое желание расширить круг участников программы, чтобы исследование захватило все важные области применения игры и все аспекты ее устройства. Темы, которые собравшиеся считают для себя наиболее важными и собираются ими вплотную заниматься, фиксировали на доске. Там же выписывали площадки, на которых можно продолжать начатые разговоры и публиковать результаты.
«Игротеку.pro» организовал и провел Казанский игротехнический семинар совместно с фестивалем "Зиланткон" и Конструкторами сообществ практики при поддержке Всероссийской ассоциации по играм в образовании (RAGE).