Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Categories:

И снова о Шерлоке - чужое, но клёвое

В моей стране пиздец и Шерлок

Я вообще мат не люблю. Но есть ситуации, когда он строго необходим. Вот сейчас в стране, где я сижу на стуле, ситуация, когда он строго необходим. Мне от этого чуточку хреново, но я, к стыду своему, не готова бросить теплый стул, заказы и выгнать свою жеппу в другой город на мороз под резиновые пули и неиллюзорную перспективу срока.
Другие варианты решения ситуации, к сожалению, не завезли.

Так что в моей вселенной в январе два мегаглобальных события: Майдан и новый сезон "Шерлока".
С Майданом я ничего не могу поделать, поэтому поговорим о "Шерлоке".

«У нас сейчас две проблемы — Минобороны и пуговица… Пуговицу мы найти можем?.. Чисто теоретически можем! А с Минобороны мы сделать ничего не можем… выход — надо искать пуговицу…»
"День Радио"


Третий сезон у многих вызвал когнитивный диссонанс. Взаимоисключающими параграфами накрыло, в общем. И я тут не исключение. В целом после первой серии (в большей степени) и всего сезона (в меньшей степени) у меня было ощущение как у того мужика из анекдота.

Сидит мужик на тротуаре, то смеется, то плачет. К нему подходит милиционер и спрашивает:
— Ты чего ревешь?
— Трамвай ногу переехал!
— А ржешь чего?
— Ха-ха, круто я ему подножку поставил!


Это не тот Шерлок. Не тот, который меня зацепил, гениальный, отстраненный до жестокости. Высокофункциональный социопат. Но это и не мог быть _тот_ Шерлок. _Тот_ Шерлок умер, упав с крыши госпиталя св. Варфоломея. А сейчас он вернулся из тьмы и сени смертной. И пребывание в той сени не было для него приятной прогулкой. Мы же помним отморозка с трубой в уютном сербском погребке?
В другой британской сказке, перетолкованной нынче по-новому, один волшебник говорит одному хоббиту, что после путешествия тот никогда не будет прежним. Не менее верно это и для мистера Холмса.

«...все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. (...)
Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя.»
(Иона, 2-4 и 2-6)
А еще так написали на могиле другого «восставшего», известного массам как Овод


Очень важно и то, ради чего умер (пусть и понарошку) Шерлок. Самый первый, конан-дойловский, мистер Холмс много лет боролся с преступностью и пошел на смерть, чтобы избавить мир от величайшего из преступников. Этот шаг был логичным завершением всего труда, всего курса его жизни. Поэтому вернувшийся Холмс был все тем же Холмсом, может быть, чище и мудрее, может быть, с лишним шрамом на душе, но тем же.
Нашему Шерлоку было плевать на преступность и справедливость. Он жил интеллектуальной работой, приключениями мозга. Он пошел на смерть (понарошечную или не очень), чтобы спасти своих друзей. Пусть даже у него и были другие основания. Но прежде всего — ради друзей.

Всё фигня, что Шерлок рассказывал Андерсону. Весь этот цирк с батутом не имел ровно никакого смысла. Лишь бы обмануть Джона, а снайперы уже были обезврежены? — какая чушь, Шерлок, даже Андерсон вы-роняете-ай-кью-на-всей-улице это не схарчил. Были, были снайперы, схватить их — значит, расписаться перед подручными Мориарти: «тут был Майкрофт, всё это липа». И слезы у вас в глазах стояли, Шерлок, и метались вы над трупом Джимчика отнюдь не от страха перед батутом... А просто обмануть Джона — ну нафига такие сложности? Есть много более простых способов инсценировать свою смерть, особенно когда за твоей спиной вся MI-6.
Я даже не исключаю, что вы честно прыгнули, как описано вот здесь. Хотя и вряд ли (об этом будет в конце).

В любом случае — Шерлок пошел на смертельный риск ради близких. И весь третий сезон именно про это. Будь правдива версия, изложенная Андерсону, вернувшийся Шерлок бы не изменился. Ведь тот, андерсоновский псевдо-Шерлок пожертвовал близкими ради шпионско-детективных игрищ, в конечном счете, ради того, чтобы не было скучно. Полностью в духе первого-второго сезонов. Он бы не изменился. Он в версии первого-второго сезонов, который говорил, что у него нет друзей, у которого брат и враг - синонимы, а Джон — удобный объект для манипуляций и экспериментов, не стал бы пытаться подружиться с Мэри (скорее, постарался бы ее выжить из их дружного миниколлектива), не участвовал бы в свадебных хлопотах, не закончил бы так, как закончил...
Но он изменился, и именно так, как если бы умер за други своя (или серьезно рисковал этим).

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
(Иоан. 15:12-14)


И это плохая новость. Кино больше не про игры интеллекта, адреналин и расследования. Кино — про отношения. Психологическая мелодрама с элементами трагикомедии.

Знаете, какой момент для меня ключевой в сезоне? Во второй серии Шерлок стоит перед запертой дверью майора Шолто. Полковник требует раскрыть дело, а Шерлок... не хочет. Он хочет спасти майора, а загадка не так уж важна. А ведь два года назад значение имела бы только загадка, где жертва - просто ставка, делающая процесс острее.

Детектив кончился. И не важно, что умозаключения Шерлока in real life были совсем не бесспорны, ведь в том мире они были верны. Теперь их нет вовсе. Шерлок, не прочитавший Мэри? Шерлок, бросивший дело нераскрытым? Хуже того, бросивший другое дело, удовлетворившись банальнейшим объяснением? Шерлок, решивший вопрос Магнуссена насильственным методом? И не надо объяснять, мол, что у Конан Дойла ШХ выкрутился не изящнее.

Просто у этого Шерлока отныне другие приоритеты. В первой серии первого сезона он готов был рискнуть жизнью, чтобы подтвердить правильность своих умозаключений. К третьему сезону у него появились другие ценности, за которые можно отдать жизнь. Отдать, даже не пытаясь подтасовать карты и подстелить батут соломку. По сравнению с которыми и загадки не так уж важны.

И к этому придется привыкать.

Создатели, меж тем, процесс не облегчают. Они обильно сдабривают трагедию самым некузявым фарсом, взбалтывают, не смешивая, и маскируют постмодернизмом. Переходят от тяжелейшей, душевыдирающей сцены к клоунаде и обратно, не делая освященной традицией паузы на "отсмеяться" и "отплакаться". Все распадается, как слоеный торт, прямо в руках, и, хотя ты клятвенно веришь, что оно целое, нутром чувствуя, что вот-вот - и ухватишь серию за хвостик, в результате остаешься с недоуменным лицом спрашивать "А хде?" Но ведь было же, было! Я же сам(-а) видел(-а), как мелькает этот самый хвостик!
Смотришь в другой раз — ну цельная же история; но лишь расфокусируешь случайно взгляд — и поскакали, поскакали солнечные зайчики, и осталась охапка зайчиков; а история где? — нету...
А потом, подобно Андерсону, исступленно царапаешь стены руками, пересматриваешь отрывки, пишешь заметки, обрастаешь бородой. И не знаешь: пищать от возмущения или от восторга.

Но знаете, что я вам скажу? Создатели милосердны. Возвращение из смертной сени — слишком жестокий, слишком многозначный, слишком грандиозный сюжет для человека нашей, да и любой культуры. Но напихав свою историю отсылками и аллюзиями (а вы думаете, мои библейские цитаты - это просто так?), они покрыли ее незатейливым юмором, житейским юмором, шуточками ниже пояса. Ничего, люди, ничего, жизнь продолжается...
Процитирую еще одного хоббита: «Когда приходит высокая минута, как вот сейчас, мы говорим пустяки, потому что боимся сказать слишком много, а то и вовсе не находим нужных слов». И это правильный подход. Жизнь - не эпос, она продолжается каждую секунду, и всегда есть место смешному или трагическому. Наверное, британцам, как истинным хоббитам, близка такая философия.

---
В общем, у меня получился Шерлок Шредингера: то ли понравилось, то ли нет, и все это одновременно.

«Шрёдингер ходил по комнате в поисках нагадившего котёнка, а тот сидел в коробке ни жив, ни мертв».
Один анекдот


Сезон про отношения? Но он и не мог быть не про отношения (см. выше).

Шерлок шутит, как обезьяна? А что вы хотите, он, может, впервые за десятилетия попробовал воспользоваться юмором. Вот и получается, что шутки у него в духе собак-лаек: выскочить из-за угла, испачкать лапами, толкнуть под колени, поржать... Он же вообще об этом аспекте жизни ничего не знает. (Кстати, он учится, скотина наша драгоценная, шутка про "Шерлок - женское имя" была весьма впопад).

Шерлок бездарно слил Магнуссену? Ну так и мистер Холмс слил Милвертону, в итоге ему пришлось опуститься до банального воровства и покрыть убийцу.

Но как же хочется, чтобы сезон был про очередное торжество интеллекта, чтобы Шерлок всегда шутил тонко, умно и впопад, чтобы одолел Магнуссена, расставив ему хитроумные силки, переиграв паука в его же паутине! Эх...

И напоследок о других гнетущих вопросах.

Мэри.
Какая чудесная Мэри! Мое феминистическое сердце радуется. Такая безмятежная, материнская фигура, с изящным чувством юмора, уверенная в себе, к тому же спецагент. Просто прелесть.
Но все равно я не понимаю, почему она не пришила Магнуссена в первый же раз. Боялась подставить Джона? А что, по огнестрелу по Шерлоку расследование не велось, Джон там оказался непричастен? Магнуссен замял дело с проникновением? А с огнестрелом он тоже дело замял? Мёртвый Магнуссен и бучу насчет проникновения не смог бы поднять. И Мэри могла бы понять, что Шерлок — он почти Штирлиц, раз вломился, значит, отмазка есть. По-моему, если в раскладе «подстреленный Шерлок + оглоушенный Магнуссен» на Джона подозрение не падало, то и в раскладе «подстреленный Шерлок + убитый Магнуссен» подозрение бы не упало. Ну кто в Скотленд-Ярде поверит, что Джон способен стрелять в Шерлока? А если поверит — почему не поверил в первом раскладе? Тут либо другие соображения были, либо Мэри сочла, что в изменившихся обстоятельствах недостаточно информации для принятия решения (Шерлок защищает Магнуссена?)

И в конце — о концовке. Концовка тут, словно в венке сонетов, возвращает ситуацию в исходную точку на новом уровне, превращая притворство в истину, как воду — в вино.
В конце второго сезона Шерлок падает с крыши Бартса, чтобы спасти друзей. Но эта смерть — притворство, рискованное, опасное — но притворство. Шансы подтасованы, танец срежиссирован. Это не только жертва, но и начало Большой Игры (это была идея Майкрофта, мы ведь помним?). Потерянная репутация, разрушенная жизнь — все это братцевым попущением, есть надежный бэкап, из которого все восстановится, когда придет пора, и снова будет Бэйкер-стрит, пальто за многофунтовденех, смешная шапочка и обожание прессы.

В конце третьего сезона — все по-настоящему. Шерлок делает свой выстрел на глазах у десятков свидетелей. Теперь он убийца, по которому пожизненное плачет, без всяких смягчающих, и даже всесильный братец может лишь заменить заключение ссылкой (оперативная работа, расчетное время гибели - шесть месяцев, Майкрофт никогда не ошибается в прогнозах). И нет запасного плана, нет бэкапа, из которого можно вернуть жизнь. Все перечеркнуто, все перечеркнуто сознательно. Ради Джона, ради Мэри, ради их ребенка. Жертва принята, жертва полна. Круг замкнулся.

Поэтому я не верю, что во втором сезоне Шерлок честно прыгнул. Может быть, он был готов прыгнуть по-честному, не будь другого выхода, но не прыгнул. Иначе бы не было этого долгого, тяжелого пути в трех сериях третьего сезона, когда за други кладется уже не иллюзия жизни, а сама жизнь, свобода и репутация.
И он молчит, прощаясь навсегда, о том, что это навсегда — самое бесконечное из всех, что задание — верная смерть. Джон должен думать, что Шерлок жив, и Шерлок будет шутить со слезами на глазах, — в отместку за ту «записку» на крыше Бартса, в отместку за то, что он должен был думать, что ты мертв, когда ты был жив...

Жизнь и сама любит такие кунштюки, а уж повествованию сам Бог велел.

«...В маске доброты
Вы скоро сами пристраститесь к благу.»

Гамлет королеве-матери


Идут титры... Все плачут.
Вдруг картинка сбивается.

Всё же нам с мистером Шерлоком сильно повезло, что сериал сняли не японцы. С них бы сталось в полном согласии с национальной традицией насладиться благородной гибелью героя на чужбине, умыться слезами и умилиться величию духа.
А вот европейские северные варвары не любят несправедливость, но любят счастливый конец: поэтому белокрылый самолет «Валькирия Эйрлайнз» обуздает восточный (божественный?) ветер и унесет отважного героя навстречу друзьям и любимому врагу.

Сезон окончен, да здравствует новый сезон!

ЗЫ. Актеры великолепны.

ЗЗЫ. Бонус про недоумение по поводу Мэри и выстрела в Магнуссена (кодовое имя Гнусен).

Пытаться получить от Гнусена собранный компромат обратно - меганаивная идея, ИМХО. В наш-то век компьютерной грамотности копий с любого компромата можно наделать в мгновение ока великое множество. И как ты (на месте Мэри) можешь быть уверенной, что этот гад отдал тебе всё? Тем более, что в ее случае ему никаких доказательств и не требовалось, достаточно было намекнуть кому надо, что их заблудшая агентша ныне работает медсестрой в Лондоне. Поэтому Гнусену надо было намекнуть, что использовать этот рычажок не надо никогда, а то будет очень, очень неприятно. Но с учетом того, что Мэри для него была ниточкой к самому Майкрофту, убедить Гнусена было бы очень-очень сложно. Да и вообще, не тот это человек, который поддастся на простое запугивание, у него дело жизни — запугивать других. Припугнешь его сейчас - а он тихо дождется, когда тебе будет что терять или ты окажешься не в форме - и отыграется за всё. Нет, с точки зрения рацио его только мочить.
Поговорить перед этим можно - узнать, сколько ему известно, а то ведь он наверняка ничего начистоту не говорил, ходил, намеки туманные отпускал, гадил в хорошую вещь :) Но потом мочить.

А если потом еще кто придет с теми же намеками, намекнуть им, мол, был такой пан Гнусен, тоже любил шантажировать мать семейства. А потом внезапно немножко умер, несмотря на сто слоев охраны, из которых 80 - запрещенные. И никто никогда не узнал, почему. Это и будет предупреждение.

Единственный шанс разобраться с паном Гнусеном, не убивая его, - это добыть на него такой компромат, что он бы аж писался (в собственный камин) от страха и злости. Но добыть такой компромат от самого Гнусена, ИМХО, нереально, он, как та каракатица, которая чернила выпускает, выкинет тыщу обманок, но правду не скажет.

Вариант, что Мэри недооценивала возможности пана Гнусена, я исключаю. Судя по тому, что нее в подружках на свадьбе была гнусеновская ассистентка, а для этого она должна быть более-менее близкой подругой, внедрение шло уже давно и всерьез. Поэтому представление наверняка было.

Почему же она его не убила? С т. з. бритвы Оккама самый простой вариант - это появление новой, неизвестной, но важной информации в условиях ограниченного времени. А именно появление Шерлока, который явно пытался остановить убийство Гнусена. Шерлока, который ближайший друг ее Джона и у которого есть такой непростой братец. Что это? ШХ подобрался к ее тайне? МХ подобрался к ее тайне? Какие интересы тут у ШХ и МХ? Слишком мало данных и времени. Проще отложить этот вопрос.

Кстати, подумалось вот что. Конструкция «подстреленный Шерлок + оглоушенный Гнусен» в некотором роде оказалась для Мэри удачным подарком: достаточно убедительная попытка разорвать для всех заинтересованных цепочку «Мэри — Майкрофт». Т. е. подстрелив Шерлока на глазах у Гнусена и оставив последнего в живых, она задекларировала, что является врагом Шерлоку, следовательно, шантажировать ею ШХ, а через того — Майкрофта не получится. Конечно, вряд ли она об этом думала до момента выстрела, но после, оставляя Гнусена в живых - почему нет? Если уж так не хочется убивать Гнусена и приводить тем самым в действие все расставленные им на такой случай ловушки.

Сама-то по себе Мэри Гнусену не очень ценна, к тому же добыча кусается, вполне можно ее оставить на какое-то время в покое, вокруг много более доступной и вкусной дичи. Судя по тому, что все оставалось в статусе кво несколько (?) месяцев, Магнуссен все понял правильно. Все заверте, только когда ШХ еще раз явно обозначил свою заинтересованность в этом деле, т. е. показал, что готов драться за Мэри (ну, и пригласил ее в дом своих родителей).

Почему Мэри не пришла к Шерлоку, как раз очень понятно. В первых двух сериях сезона ШХ неоднократно демонстрировал свою преданность Джону. Дружелюбие к Мэри со стороны ШХ — следствие его привязанности к Джону, она для Шерлока не самоценна (например, на свадьбе ШХ говорил много хорошего о Джоне, но практически ничего о Мэри). Кроме того, коту очевидно, что ШХ очень переживает, что из-за Мэри его отношения с Джоном обеднеют. Поэтому вполне логично было бы предполагать, что ШХ, узнав об истинном обличье Мэри, постарается оградить Джона от этой стрёмной тётки. И будет, в принципе, прав.

И то, что Шерлок в итоге не только этого не сделал, но даже наоборот, предпринял всё возможное, чтобы примирить Джона с правдой, в ущерб собственным интересам и даже подтасовывая факты, свидетельствует о его (ШХ) удивительном нравственном прогрессе. Коего прогресса с учетом предыстории (будем честны) предполагать причин не было.
Здесь ШХ явил себя тем истинно благородным и добрым человеком, которым видел его дойлевский Ватсон, в полном согласии с духом оригинала.

(с)mascotik
Tags: под лупой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments