Оригинал взят у rojkov в Программа "Полдень"
Как-то за короткое время посетил и пообщался со всеми известными мне группами, которые применяют игры не для хобби. Был в субботу на конференции для педагогов и волонтеров, которые занимаются сиротами в детских домах.
Организовало эту конференцию МОО «Игры Будущего», про которое в Москве многие знают. Но не многие знают, что есть направление деятельности у этой организации – помощь в адаптации детей-сирот к нормальной человеческой жизни. А поскольку программа адаптации построена на ролевых играх, то нас, ролевиков, эта история напрямую касается. Еще в этой истории задействован Центр Инновационных Образовательных Технологий МГУ. От государства проект поддерживает Агентство Стратегических Инициатив.
На конференцию пригласили педагогов и волонтеров из разных краев, чтобы рассказать о ролевом подходе к детям. Больше всего было представителей фонда «Надежда по всему миру», приехали из Ростова-на-Дону и Новосибирска.
Выступали Нуси и Флоран. На игровую часть я остаться не смог, поэтому только теорию изложу, буду цитировать их выступления в произвольном порядке.
Почему проект называется «Полдень».
Изначально, при зарождении идеи, ее разрабатывали на материале Стругацких, на базе светлой утопии «Полдень XXII Век». В мире Стругацких все дети воспитываются не в семьях, а в интернатах, профессионалами. Относились к этому миру как к этическому образцу. Сейчас ушли от этого, но фабулу в проекте продолжают использовать. Рекомендуют школьникам прочитать эти книги после проведенных игр.
Фантастика также применяется для создания игр. В играх постоянно используется опыт (модель) общения с существами из другого мира.
В чем проблема.
В том, что дети выходят из детских домов не адаптированными социально к жизни, не могут устроиться на работу и создать семью.
Почему игровая форма?
• У детей нет мотивации к обучению, а игра дает хороший мотиватор и показывает практическое применение знаний из школы.
• В рамках игры можно обсудить ситуации из среды обитания в детском доме, которые ребенок не выносит на обсуждение взрослых. Например, как быть в случае кражи, как относиться к друзьям, которые воруют. Эти жизненные проблемы детей волнуют, но они не готовы обсуждать их со взрослыми воспитателями, родителей у них нет, а в игре можно эту сложную тему поднять и обсудить, решить как правильно действовать в сложной ситуации в реальном мире.
• Игра дает эмоциональную вовлеченность.
• Игра обучает, но не столько знаниям, сколько новым деятельностям.
• Игра заставляет детей действовать самостоятельно, самих принимать решения и отвечать за них
Игровые методы очень естественные, позволяют легко втягивать детей. Игры давно воспринимаются и педагогами и психологами не только как развлечение, они входят в образовательную практику по всему миру. Повышение мотивации к обучению важно. Но гораздо важнее – самостоятельное действие. Человек делает это искренне, ему в игре не приказывают. Для детей в детдоме где все регламентировано – это глоток свежего воздуха, где он может сделать что-то сам. В начале программы дети не готовы принимать самостоятельное решение, они оглядываются на воспитателя. Но с каждой игрой начинают раскручиваться и привыкать действовать сами.
В России есть богатый опыт игровых методов в педагогике. Ведущие ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Г.П.Щедровицкий, Н.Г.Алексеев, которые мало известны на Западе, потому что публиковались на русском языке.
Выготский : Игра – инструмент развития ребенка.
Эльконин : психология игры . В проекте опирались на его труды при проектировании игр.
Щедровицкий – много писал про обучение деятельностям через игры.
Алексеев – как вытаскивать из ребенка опыт игры и использовать его для развития человека.
В игре дети работают самостоятельно, не надо детям мешать. Можно помогать, но нужно формировать зону развития – дать ребенку сделать самостоятельный шаг. Дети работают самостоятельно, но в командах. Так проще включить их в работу и можно дать более сложные задачи.
Жизнь ребенка поделена на обучение, внеклассную работу (экскурсии, кружки) и жизнь в детском доме. Проект «Полдень» входит через внеклассную работу и через применение школьных знаний.
Важно делать эту работу длительное время. «С каждой игрой мы входим в среду детского дома. Мы не как аниматоры, которые пришли один раз, а присутствуем постоянно. Эффект накапливается с каждым годом. Вторгаемся в пространство учебы. Влияем на среду не очень сильно, неделю дети живут без нас. Но чем дольше присутствуем, тем большее влияние оказываем.»
Про образовательную игру
При разработке игры нужно учитывать несколько факторов.
Задачи в игре могут быть связаны с проблемами реального мира, специальными ситуациями (спастись с космической станции). Надо выполнить задание, если его не выполнят, школьники проигрывают и погибают. Надо обязательно через этот вызов пройти, но этот вызов должен быть преодолим.
Пример игры – марсианская станция, на которой надо починить реактор – сходить в отсек, решить там техническую мини-задачу при починке реактора. Дети в этой игре не погибают, их от радиации лечат, но в какой-то момент доза становится опасной и им нельзя больше идти в реактор.
Важно после игры провести рефлексию - осмысление опыта, раскрыть схемы. Дети пытаются рассказать о своем опыте. Проблема – в голове у ребенка что-то есть, но не хватает слов. Ребенок пытается сказать про то, чего у него еще раньше не было - это и есть обучение. Сложно. Дети не умеют говорить и слушать, игра мотивирует их к самообразованию.
Есть ситуации, когда говорит лидер, остальные молчат. Надо дать возможность высказаться всем. И пусть говорит каждый, даже если это глупость. Если не говорить даже глупости, вообще никуда не сдвинешься.
Вызов должен быть преодолимым. Тонкий момент. Дети разные, есть сильные и слабые классы или разная учебная ориентация. Любая игровая коробка – не отлитый в граните текст, а каркас. Он обрастает деталями для дальнейшего использования той группой, которая применяет программу.
Важно умение показать, что игра – дело серьезное. Когда приходишь в детский дом впервые – приходишь в костюме и показываешь директору презентацию с солидными играющими людьми.
Проблема. Подростки относятся к играм уже не всерьез, считают это детским занятием. Нужно отправлять в модуль взрослого, который с ними будет играть. Можно еще показать детям, что это механизм для обучения взрослых, что игра – это серьезно, тренинг и взрослое занятие. А потом в процессе игры дети забывают, что это взрослое занятие, и начинают играть.
Можно программу вообще начать с учебной игры, которая дает результат, что сразу задаст серьезный тон.
Начало программы – ознакомительная игра, которая показывает, как дети относятся к игре и друг другу – знакомство и первичная диагностика.
Объединять разновозрастные коллективы лучше. Играть разновозрастными группами предпочиттельнее, чем вдвоем-втроем.
Программа идет от простого к сложному. В начале – игра про реактор, знакомство. В конце – сложная профориентационная игра, где надо устроиться на работу и сформированными коллективами построить ракету для полета на Марс.
Разработка игры.
Начать лучше всего с понимания, о чем и для чего игра. Далее предполагаемый мир наполняем ролями. Надо учесть контингент и цель игры. Почему дети не понимают друг друга? Проектируем ситуацию на игре.
Придумать вовлечение в игру – объяснить, почему ребенку надо или хочется играть.
Потребуется создание атмосферы – костюмы, сирена или поведение взрослых…
Большинство игр должны быть с минимальной подготовкой для игроков. Пришел и сразу начал играть Но можно сделать игры связанные и попросить игроков подготовиться, или продолжить ситуацию (искали работу, а теперь расскажите чем хотите заниматься). Продолжения полезны.
Управление игрой. Дети в игру вовлекаются по-разному. Те, кто хотят играть – пусть играют. Те кто не хотят – либо потихоньку включаются, либо не мешают. К этому надо быть готовым при проектировании.
Рефлексия обязательна – показать общую картинку и истолковать их действия. Ведущий показывает как это делать, дети проговаривают свой опыт друг с другом и понимают, как надо сделать, на практике. Обсуждают опыт, который получили только что.
Можно прослеживать как меняются дети и в зависимости от этого следующие игры акцентировать на повторении того, что плохо легло…
Коммуникации
Игры позволяют работать с коммуникативными навыками, можно закладывать в игру те или иные дискоммуникации и учить детей решать коммуникативные задачи. Цель - преодоление коммуникативных неудач. Есть разные уровни, которые можно от простого к сложному закладывать в игры.
- ситуации несогласия. Говорите на одном языке, понимаете друг друга, но Ваш собеседник не хочет этого делать.
- ситуации непонимания. Говорите вроде на одном языке, но исходите из разных предпосылок, разного контекста.
- ситуации различия интересов. За собеседниками стоят разные позиции. Надо понять все интересы, выявить их и, исходя из них, подобрать общее решение. Анализируем интересы других.
Целеполагание.
Сложность у детей из детских домов, где жизнь регламентирована – целеполагание. Программа Полдня нацелена на развитие целеполагания - раскручивает способность желать – позволяет подняться по ступеням – не только придумывать цели, но и достигать их.
Жизненные задачи очень сложны и вариативны. Надо понимать, как мы такие задачи решаем, и передать детям это понимание. Надо понимать условие, моделировать (прокрутить в голове, построить план), реализацию (какой метод решения выбрать).
Целеобразование и целеполагание.
Уровни развития целеполагания :
- нулевой – недеятельностное отношение к ситуации. От меня ничего не зависит. Надо объяснить, что ребенок может влиять на ситуацию.
- низкий. Есть образ будущего, но не осознаются основания. Не понимает, почему хочет в это будущее. Не имея основания, нельзя двигаться вперед, мало мотивации. Не понимает, зачем его будущее должно быть таким.
- средний. Образ будущего основан на ценностях и идеалах, но человек не понимает, как реализовать, нет механизма осуществления.
- высокий. Есть цель, понятно зачем, понимает, как добиться.
Здесь в этом блоке надо быть конкретным, вытаскивать из детей то, что в них реально есть.
Дальше, ближе к выпуску, требуется профориентация, которая связана с целеполаганием.
Другие аспекты
- надо привязываться к школьной программе. Без контакта с преподавателями получается хуже. Нужно контактировать с предметниками.
- полезно детей всех трех лет программы играть вместе, а еще лучше собирать детей из разных сред. Больше возможностей показать себя для детей.
- нужны внешние мероприятия (походы и балы)
- Формат – игра и обязательно ее обсуждение.
Программа как-то продумана для 7-10 классов. Есть критерий успеха – насколько выпускники успешнее в жизни, чем их ровесники – работа, семья. Но об этом пока говорить рано, потому что выпустился только один класс, который в программе участвовал.
Изначально проект задумывался для старших классов, потому что его волонтеры знают, как работать со студентами и перенесли опыт на старшеклассников. Но есть в планах идти вниз по возрастной лестнице до пятых классов, привлекая тех старших школьников, кто уже вовлечен в программу.
Интересно, что на школьниках из благополучных семей проект дает другой эффект. Они приходят поиграть, развлечься, а потом уходят в семью. Мотивация на игру значительно слабее. Дети-сироты – более благодарная аудитория для игровых методов, потому что их дома не ждут.
Чужой опыт
Московская киношкола делает эксперимент. Они выезжают в провинциальные дома и ставят в детском доме силами детей спектакль. Затем везут труппу из детдома и показывают получившийся спектакль в доме престарелых. Так делают связку для старых и молодых, а дети понимают, что они не самые брошенные.
Тиражирование.
Программу можно тиражировать, это стоит весьма небольших денег (20-30 тыс.руб в год). Нужна группа волонтеров с педагогом, организатором и психологом, и упертость продолжать эту работу несколько лет. Нужны также навыки работы с интерактивными формами общения (ролевики).
И нужен детский дом, который согласится эту программу принять. Тут можно обращаться к «Полдню» за поддержкой, потому что эта инициатива поддерживается АСИ и есть рекомендации.
Важно вести историю ребенка по итогам мероприятий и общению с воспитателями за много лет, чтобы видеть, где можно усилить программу. Это творческий процесс. Можно также применять эту программу на детях с отставанием в развитии, но адаптировать игровые задания.