Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Categories:

Ролевые игры, идеи, выбор, нарратив и всё такое

Косяком пошли посты от коллег за методологию и содержание ролевых игр. Давайте покурим этот прекрасный косячок. Натурально, там много умного и полезного, а для многих - и нового.

-- 1. Нуси: Нарратив, выбор, идея
http://nuci.livejournal.com/231452.html

-- 2. Рута: НАРРАТИВ!
http://ruthana.livejournal.com/545428.html

Не претендуя на истину в последней инстанции, расскажу, что я понимаю под словом "нарратив" в применении к ролевым играм. А то крики "НЕНАВИЖУ НАРРАТИВ" и прочие пояснения с вертушки очень уж распространились вокруг.
Во-первых, это принцип. Т.е. не объект, не предмет, а именно принцип. Для удобства приведу вам разные словарные определения принципа:

- "основополагающее правило"
- "научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают".
- "(от лат. principium — начало, основа), основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора".

В ролевые игры в этой части страны в последние пару лет само слово принесли Леноран с Крайком. Они взяли его из западной теории про настолки, но, в целом, постарались адаптировать к полевым играм.
В GNS-теории (про Геймизм, Нарративизм и Симуляционизм), нарративизм и нарратив -- это тоже принцип построения игры.
Сам автор-создатель теории считает её уже устаревшей, но, как и любая другая классификация, эта ни чем не лучше и не хуже другой. Есть три вида, понимаете, людей: "хорошие, плохие и сучищи" (с) -- так и тут :)

Существовал ли этот принцип ранее, до того, как его стали часто обсуждать? Да, конечно!
Потому что, вообще-то, звучит принцип нарратива вот как:
"story goes first" + "игрок -- такой же соавтор, как и мастер".

Многим этот принцип известен по играм в сеттингах WhiteWolf'ов, а наша МГ исповедовала его еще с того момента, как мы только народились :)

А есть еще Бочарова, которая вообще говорит, что ролевые игры -- это текст. И персонажи -- текст. Ну и мир тоже -- текст :) Впрочем, не одна она говорит, но её применение этого принципа в рамках РИ, пожалуй, эталонное.
Ну и сами там еще покопайтесь в других МГ, точно еще найдете не один десяток людей, исповедующих именно историю (story) как основание для игры -- и как совокупной игры всех людей на полигоне, и как личной игры каждого игрока.

Несколько лет назад у меня в голове четко обозначился мой собственный принцип игры -- и как для игрока, и как для мастера: ролевые игры -- это мой способ рассказывать истории. Это то основание, которому я подчиняю всё остальное. Кто-то ходит от идеи, кто-то от конфликта, кто-то от макросюжета -- а я от того, что каждый человек-персонаж -- это история. Которая была ДО игры -- и которая произошла на игре, чтобы получить свою завершенность или некоторое важное развитие. Есть с этим свои трудности, но ан масс играть мне стало точно интереснее и, главное, результат почти всегда хороший.

Поэтому когда я слышу "нарратив -- это игра без правил" или "нарратив -- это игра без конфликта" или "нарратив -- это надигровое мышление" или прочие такие непонятно откуда взявшиеся рассуждения, моя рука тянется к револьверу. Нарратив -- это принцип, к котором ценна история каждого человека, лично для него -- или для всей игры -- это не важно. Важно, что не существует на игре, сделанной по нарративному подходу, "включения в макросюжет" и прочего натягивания человеков на глобус всеобщности.

Ценно, когда я, Вася, Петя, Коля из соседнего региона, девочка-в-первый-раз-на-дискотеке и т.п. -- каждый из нас может сказать: "я герой своей истории, и она у меня была вот такая", а не "я был включен в макросюжет, уиии!" или "я играл именную роль!" Ценно -- потому что может включать в себя и попадание в макросюжет (или развитие своего сюжета до уровня макросюжета), и именную роль, и еще хоть черта лысого.
Ну и ценно лично для меня, потому что я так мир вижу :)

Как такое делать
МВАХАХА. Вы правда думали, что тут тайное знаньице? :)
Я больше не делаю ролевых игр, потому что уверилась, что интересно это далеко не всем. Есть люди, которым ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересно играть совсем по другим принципам. И когда они попадают на игры с нарративным подходом -- им не везет. И они такие: ууууууууу. И мастера такие: уууууууууу.
Потому что нельзя ежа и ужа скрещивать, выйдет колючая проволока, а не колючий уж и хитрый ёж.

Но вообще-то, делать игры в нарративном принципе не сложно, если а) все ваши игроки считают, что так круто, и строят персонажей, исходя из этого принципа б) если ваши игроки склонны доверять на полигоне друг другу, в том числе доверять развитие своей личной истории, и, наконец, самое важное в) вы и игроки умеете рассказывать эти самые истории, и, причем, не только по вашему мнению, а вообще умеете :) Ну, объективно так -- над вашими анекдотами смеются, а придуманные вами трагедии действительно выжимают слезу.
Дальше уже дело техники. Техника может разниться, но основные кирпичики все равно одни и те же: яркие персонажи и игроки, хорошо проработанный мир (с конфликтами, не биполярный, объяснимый -- т.е. имеющий логику), механизмы, провоцирующие развитие через действие -- ну и искра Божьего Гнева, куда без неё :))
Все, как в любых хороших ролевых играх.

Так что, дорогие друзья, нарратив -- это просто "я хочу быть персонажем, не важно, король я или пастух, про которого можно рассказать историю вот этой самой ролевой игрой". Отсюда большое внимание микросюжетам, отсюда высокая проработанность персонажей (в идеале -- сотворчество мастера и игрока), отсюда необходимость ответа от мира на действия людей (в идеале, если это самоподдерживающийся механизм, например, самый простой вариант такого механизма строится на множестве связей между персонажами, но можно и более прямые ответы именно от игрового мира). И этсетера этсетера.

Поэтому не повторяйте глупостей про нарратив вслед за теми, кто плохо пояснил или недопонял сам -- или же решил весело повеселиться. Здесь я передаю сердечный привет моему вечному оппоненту Рингилю, который множественным повторением слова НАРРРРРРАТИВ! запудрил многим мозги :))

-- 3. Семинар Ленорана, Крайка и Шатрова на "Комконе-2013" - "Передача мастерских прав игрокам"
http://rojkov.livejournal.com/103782.html (видео и конспект)

-- 4. Аскольд - о выборе и его последствиях
http://askold-sa.livejournal.com/99365.html
______________________________________________________

За "нарратив" могу со своей стороны заметить, что многое новое - хорошо забытое старое. Подобный подход продвигался нами (и с разным успехом осуществлялся) ещё на "Перекрёстке" - начиная с 1996 г. С разным успехом - потому что разные игроки реализовывали его с разной степенью понимания и удачности, ясное дело.
Tags: методическое, практика игры
Subscribe

  • Лена Степанцова

    Ушла Ленка Степанцова. Давняя хорошая знакомая и боевой товарищ из Казани, на Зилантах немало соли вместе съели. Ковид. Ленка, прощай. 🙁 Я плачу…

  • Дэт приехал, денег хватило, сбор закрыт!

    Дэт сегодня прилетел в Казань, всё получилось, экстренный сбор закрыт. Если впоследствии лечение потребует ещё - оповестим отдельно. Всем…

  • Очень срочно нужна помощь!

    Срочная информация по лечению Дэта. Репост очень приветствуется. Для тех, кто что-то пропустил - наш друг Дэт (Тимур Тазетдинов), старый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments