Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Какая красивая, светлая и печальная история...

Просто из жизни одной семьи ХХ века.

Оригинал взят у esgal в Про любовь в ХХ веке )

Бабушка моя, честно говоря, в Петербург понаехала из каких-то псковских лесов, потому что кушать хотелось. Понаехала в совсем юном возрасте вместе с братом ненамного её старше, устроилась на какую-то фабрику, и вышла бы из неё "фабричная девчонка", но тут как раз 17-й год. Фабрика, впрочем, насовсем не закрылась, как-то она там работала и какие-то гроши получала аж до 19-го. Получала бы и дальше, но братика угораздило влипнуть то ли в мятеж какой, то ли к самому Юденичу (не помню в каком он там году был). Короче, отправился юный романтик (а может, просто голодный и отчаявшийся пролетарий) воевать против рачьей и собачьей, чтоб беспредел, наконец-то, кончился, и порядок вернулся "как раньше". Удача им не сопутствовала, разбили их и в плен повязали, однако прямо сразу не расстреляли.

До бабушки слухи дошли, что брат где-то в лагере пленных обретается, а других родственников у неё в городе тогда не было. Ну братик же, любимый, - кинулась она его разыскивать. И ведь даже нашла! Нашла, где их держали, вроде бы сумела каких-то пирожков на пожрать передать, но вытащить не могла - как бы? В общем, расстреляли вскоре брата (деда моего двоюродного), и осталась она на глухой окраине без жилья, работы, денег и документов. А город в оцеплении, обратно никак! Более того, поймали бы на попытке пройти без "мандата" - шлёпнули не задумавшись. Историю ожидал печальный конец, но в город приехал мой дед.


Дед из своей дальней деревни (д.Лужицы под Осьмино, ныне не существует) прибыл торговать с телегой всякого урожая. Не знаю, как там деревенских пускали, однако, им проблем не было - хоть рачьи, хоть собачьи, хоть красные, хоть ещё кто - жрать всем надо. Как они встретились - тоже не в курсе, но подобрал дед замёрзшую полуживую от голода девчонку, посадил на телегу и к себе в деревню увёз. Бабушке тогда 17 лет было, ему, соответственно, 19.

Прадеда моего, по рассказам, боялись за нрав крутой, хотя справедливый. Домашних тот держал в ежовых рукавицах, никто против воли идти не смел, а тут этакое самоуправство! Невеста нашлась, вот, получите! Но делать нечего, раз уж привёз, оставалось только в церковь вести. Так что выпорол прадед сына, а потом женил. Бабушка оказалась девушкой работящей, в деревенских делах смекающей, и вообще нрава смирного. Хотя "в тихом омуте" - это вполне про неё.:) Не сразу, но вошла в новую семью и родной стала.

Хозяйство считалось крепким, работы хватало, пахали от зари до сумерек всем семейством, зато не бедствовали. Но тут большевики коллективизацию запустили. Раскулачили прадеда "по всем правилам", разве что в Сибирь не сослали, не пришлось ссылать - того от стресса инсульт хватил. Пока он в параличе лежал, как раз бабушка за ним и ходила, а вскоре умер. Всех прочих загнали в колхоз, скотину-инвентарь-землю отобрали, как водится, и стали они колхозники.

Колхозничали до войны, затем дед на фронт ушёл и провоевал до конца, а бабушка с двумя детьми в деревне осталась. (Всего у неё был пять детей, двое выжили, остальные в мелком возрасте поумирали - медицины-то тогда никакой.) Поначалу к ним в деревню нагнали народ из Питера - копать Лужский рубеж. Копали-копали, да и бросили, а выехать успели не все. В бабушкиной избе осталась её ровесница с матерью, которая не вовремя заболела. Так и прожили до конца оккупации, бабушка их немцам "родными" объявила и последние картохи честно на всех делила. (А я потом долго удивлялся - откуда у неё столько родни в Питере, да ещё коренных - они ж после такого её стали сестрой считать, за спасение.)

Перед тем как немцы пришли, был приказ - уничтожить все продовольственные резервы. Но председатель колхоза попался порядочный, а не партийный, собрал народ на площади, огласил приказ и объявил: вам три (или не 3, за количество не ручаюсь) дня, разбирайте, кто что успеет, остальное придётся пожечь. Народ кинулся запасаться, что им потом пригодилось весьма. А скотину всё же от всех отобрали и погнали "эвакуировать". Но, как водится, не догнали, бросили по пути. До деревни долетел слух, что коровы обратно бредут, и самые отчаянные хозяйки отправились их разыскивать, моя бабушка, естессно, в том числе. Встретила свою, отбила от другой бабы, что решила лапу на бесхозное имущество наложить, привела домой. Потом эту корову всю войну успешно прятали и от немцев, и от партизан - чтоб ни те, ни другие не съели. На всю деревню оставалось две животины, зато деревенские дети всю оккупацию были с молоком - половина поилась у моей бабушки, вторая половина - у другой. И зато все выжили.

Прабабка же моя тогда уже влёжку лежала, но говорила, что дождётся сына с войны, тогда умрёт. Так и сделала - дед вернулся, она его даже узнала, хотя давно была "не в себе", а на другой день умерла. После войны дед с бабушкой уехали в Кингисепп, построили дом, разбили огород и сад, в котором, я, в общем-то, и вырос - торча то на крыше, то на старой китайской яблоне. А деревню потом власти снесли, как "неперспективную".

Дед умер, когда мне было 12 лет. После этого у бабушки поехала крыша. Сначала не сильно, она всего лишь иногда разговаривала с ним и просила "забрать к себе", ругала, что "сам ушёл, а её здесь оставил". Но пока был цел дом, она как-то держалась. Однако город решили развивать и превращать в современный, под это дело уничтожили все кварталы деревенской застройки (в той части) - огромную территорию с фруктовыми садами, огородами, колодцами и разнообразными домиками - залепив всё бетонными "пластинами", "кораблями" и прочей дрянью. Даже названий улиц (и самих улиц) не сохранилось. Бабушка жила у своей дочери (моей тёти), и едва не каждый день уходила в город искать свой дом. Конечно, найти не могла, я сейчас тоже не найду, где он стоял, даже берёзу, малолетней тётей после войны посаженную, и то спилили. Она не "блудила", помнила прекрасно, где живёт тётя, и где живём мы, только "свой" дом искала почти до самой смерти, "который они с дедом построили".


А где "пра любофф"-то? Да везде. Потому что, если бы не, то и истории бы дальше второго абзаца не было.
Tags: про жизнь, про любовь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments