Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Category:

Типология игроков по активности

Тут коллега написал что-то вроде методички, базирующейся на очередной прикладной типологии игроков. Есть полезные мысли и советы, но меня не оставляет ощущение, что что-то упущено важное. Но голова щас перегружена другими вещами, я туплю и что-то никак не могу четко сформулировать, что меня смущает. Может быть, штука в том, что лично я себе места в ней не нашла, а я же вроде бы тоже игрок - значит, точно чего-то не хватает?
А вы что скажете?

Оригинал взят у prince_lutin в очередной глупый пост на никому не интересную тему

В общем-то эта идея возникла у меня уже оооочень давно, но все это время я не публиковал её из опасений в обвинениях в ролевом фашизме и деление игроков на хороших и плохих. Поэтому хочу заранее обратить внимание, что главной целью моей теории типизации является отнюдь не навешать ярлыков "ты - плохой, а ты хороший", а высказать свои мысли по поводу работы с игроками, а главное сообщить мысль о том, что каждый может стать лучше и полезнее для игры.

И да, прежде чем приступить собственно к самой идее, хочу процитировать своего учителя из Московской Психологической Лаборатории:
"Однако при использовании типологии как инструмента понимания существует одна распространенная опасность. Опасность эта заключается в возможности подмены объяснения термином. Поясню на примере. Допустим, мы пытаемся объяснить поведение человека. Предположим этот человек тихий, замкнутый, необщительный. Если мы объясним качества этого человека тем, что он интроверт, мы как раз и попадем в вышеупомянутую ловушку. Дело в том, что «интроверт» это всего лишь термин, который описывает определенный тип людей (к слову сказать в разных типологиях личности под этим термином часто понимаются разные люди). Поэтому если мы объясняем поведение человека его интроверсией или экстроверсией мы по сути более сложным языком говорим следующее: «Ну вот он так себя ведет потому, что он такой»."

Переводя это на более бытовое русло, хочу предостеречь: любая теория типирования нужна не для того, чтобы кого-то типировать. Она нужна для того, чтобы понять, как с этим человеком работать. И особенно стоит отметить, что хотя, несомненно, есть люди с некими общими чертами, тем не менее каждый человек уникален, а главное, способен к изменениям, и поэтому все нижесказанное - рекомендация и совет, но никак не руководство к неоспоримому действию. Более того, предостерегаю от того, что бы вешать на кого-то ярлык того или иного типа раз и навсегда. Я искренне верю, что каждый потенциально способен к развитию.

Итак, за основу я взял услышанную мной некогда теорию про "Актеров", "Солдат" и "Гроссмейстеров". Некогда я даже выложил её у себя в ЖЖ, но ряд комментариев навел меня на мысль, что она имеет ряд недоработок. И на основе высказанных мнений, решил переработать её. После чего длительное время проверял на практике, наблюдая за различными игроками, после чего убедился в применимости этой идеи на практике.

Сразу оговорю, в основе данной идеи лежит не качество отыгрыша, но в первую очередь способность делать себе игру. В свое время я услышал прекрасную фразу "Хороший игрок всегда сделает себе игру", с которой я глубоко согласен. По моему глубокому убеждения, мастера отвечают за процесс, но за результат ответственны целиком игроки, в том плане, что обязанность мастеров обеспечить атмосферность игры, через модели, антураж, сюжет, но тем не менее, как поиграется игрокам, зависит в первую очередь от них самих. И хотя другие параметры тоже важны, я считаю, что этому уделяется куда меньше внимания, чем стоило бы.

Таким образом я разделили на 5 классов, из которых 2 являются экстра-классами. Хочу отметить, что это не значит, что игроков более нижних классов не стоит пускать на игры, это просто означает, что им нужно оказать более специфическое внимание, точно так же как не значит что экстра-классами можно дать любую роль, это просто означает что их ресурс можно активно использовать на благо игры.

Итак, приступим к описанию.

Третий Класс: "Антураж".
Игроки этого класса крайне пассивны. Их часто называют Мебелью, но я назвал их более уважительно "Антуражем", так как на самом деле даже от них может быть польза и их тоже можно включить в игру.
Недостатки: сколько бы целей и замесов не было у персонажа, он не будет ничего делать, либо будет делать крайне неэффективно, и когда ты его спросишь о результатах, скорее всего он ответит "Ну я пытался, но все бессмысленно!"
Достоинства: но при этом стоит отметить, что чувство собственной неэффективности пожалуй единственное, что действительно фрустрирует таких игроков (хотя часто они и не признают, что это именно их неэффективность). И если им дать роль лишенную особых целей, и просто дать им антуражно поиграть в ОБВМ, они будут очень довольны игрой. А если ещё и добавить им игрока, который будет окунать их в какие-либо ощущения, так и вовсе назовут вас лучшим мастером в своей жизни.
Рекомендации по работе: давайте им больше ОБВМа, их роль должна быть на проживание чувств, а не на совершение действий. Как не парадоксально, роль рабыни на цепи будет для них приятнее, чем роль политика, пытающегося спасти королевство.
Трансформация: В идеале дайте им роль, в которой кто-либо будет совершать действие с ними. В определенный момент это спровоцирует их на ответные действия, что постепенно придаст им активности и научит совершать действия самим, а не только быть субъектом воздействия.
Признаки: как правило, крайне неуверенные в себе люди. Это выливается или в постоянное самокопание и панику "я с этим не справлюсь" (или более мягкое "я очень сильно не уверен, что я с этим справлюсь"), или напротив в напускную Мэри Сьюшность под которой явственно читается боязнь идти на контакт самому "дайте мне роль "мартышки с гранатой"", "я хочу очень крутую штуку, которая всем очень нужна", то есть просьбы задать ситуацию так, чтобы персонаж был интересен окружающим сам по себе, даже если он ничего осмысленного не делает.

Второй Класс: "Исполнитель".
Собственно тип, наиболее сильно унаследованный от исконной теории, где он назывался Солдат. Наиболее часто встречающийся тип игроков, и наиболее склонный вешать ответственность за то, как им поигралось, на других (чаще всего на мастеров).
Недостатки: Эти игроки понимают только чётко поставленные конкретные цели. Они не будут делать себе игру сами, если поставленные перед ними цели закончились, они не будут искать себе замес, даже если общий азимут политики персонажа им задан. То есть, даже если персонаж играет лучшего убийцу в Галактике, он не будет искать себе заказчиков, а после игры начнет обвинять всех в том, что он простаивал, хотя и был лучшим убийцей в Галактике.
Достоинства: Но при этом, если есть тот, кто чётко задает им цели, они проявляют чрезвычайно эффективную активность и выполняют все очень качественно. Если у этого убийцы есть заданный на начало пул заказов, а ещё лучше - заказчик на игре, то убийца и правда будет бегать всю игру в мыле, а после игры будет благодарить за то, как охуенно о поиграл.
Рекомендации по работе: приставьте их к игроку Экстра-Класса, который будет постоянно поставлять им цели и не будет стеснятся ими пользоваться. А ещё лучше дайте пару-тройку дублирующих вариантов и пул задач на начало. И не стесняйтесь дать слишком много - в данном случае лучше дать слишком много, что он всего заведомо не успеет, чем слишком мало, чтобы он сидел без дела.
Транформация: Давайте им роли, в которых есть противоречие, некий выбор. Некая необходимость принять на себя ответственность. Например, киллер, которому заказали убить родного брата. При этом делайте это так, чтобы оба варианта требовали чрезвычайной активности и не имели варианта компромисса. Это заставит их постепенно брать на себя ответственность за то, как сложилась их игра, и принимать решения самим, а не ждать их сверху.
Признаки: от них чаще всего можно услышать фразу, которую никогда не скажет кто-то из Первого или Экстра-Классов: "Игра была полный отстой, потому что мне нечего было делать" или "Игра была плохой, потому что я будучи очень крутым был никому не нужен". Для них вообще очень характерно соотносить качество игры с тем, как сложилась игра у них самих (хотя стоит учитывать, что положительная оценка в такой завязке характерна и для других типов). Так же именно они наравне с Антуражем чаще всего благодарят кого-то за то, что он им сделал игру (не за то, что с ним хорошо поигралось, а за то, что он им сделал игру - казалось бы оговорка, но она очень для них характерна). Перед игрой именно они активно трясут мастеров, чтобы им дали побольше замеса, побольше целей, побольше ресурсов, побольше всего, и чаще всего жалуются "Я все ещё не вижу, во что мне тут играть" или "Я вообще не вижу, как мне в это играть".

Первый Класс: "Герой".
Типаж идеальный для индивидуальных самодостаточных персонажей, то есть этаких частных детективов или супергероев, которые сами вершат правосудие, ни от кого не завися.
Недостатки: Умея делать замес себе, не умеют делать его другим. А так как очень похожи на игроков Экстра-Класса, часто попадают на руководящие роли, из-за чего складывается то, что я называю "Синдром Ошибки Примогена", когда весь командный замес решает один очень крутой игрок, а остальные игроки команды умирают от скуки.
Достоинства: А вот себе игру делает офигенно и очень ярко. Ему достаточно сказать о роли пару слов, а дальше он сам поймет что ему стоит делать на игре, и сделает ещё круче, чем вы планируете. Ему не надо все разжевывать, он сам отлично все понимает с полуслова.
Рекомендации по работе: Не пытайтесь сажать их на рельсы или как-то ограничивать. Он правда знает, как сделать себе игру, поразив полигон. И не надо ему что-то всучивать сверху, он сам сумеет найти замес и ресурс. Достаточно общих завязок, а уж он их раскрутит на всю катушку. А под час раскрутит, даже не имея таких завязок, просто начал болтать с человеком на улице. Более того, в том чтобы давать какие-то активные завязки на начало есть определенный риск - они не очень умеют делать игру другим, особенно, если это поставлено как цель (хотя почти всегда утверждают обратное), и есть высокий риск, что вторая сторона прососет игру, если сама не Герой по типажу (в этом случае им будет очень круто друг с другом).
Трансформация: На самом деле давать им руководящие роли можно, но с одной оговоркой. Им надо ставить очень жесткое условие выполнять что-либо только через других. Например задать ситуацию, в которой персонаж, например, физически не может покидать свою локацию (а ему надо взаимодействовать с внешним миром хоть как-нибудь). Или, ему для жизни необходим некий ресурс, но он не может находится даже близко к тому месту, где этот ресурс производят. И так далее. Это спровоцирует их выливать свою активность на других, и они постепенно начинают получать удовольствие от того, что делают игру другим, а не только себе.
Признаки: любят играть разные роли и экспериментировать. Крайне редко отказываются от ролей из-за того, что роль им не нравятся, или они её не чувствуют. Крайне редко задают вопросы по роли, более того, пока вы описываете роль, нередко сами начинают говорить те черты роли, которые вы ещё не успели назвать. Хотя в целом любят больше придумывать себе роли сами, как минимум их типаж, а не ждать, что им предложат.

Экстра-Классы.
Эти ребята - чрезвычайно полезный ресурс и имеют ряд общих черт, но в тоже время имеют различия.

Тень.
Идеальный серый кардинал, Мориарти, Паук. В отличие от Звезды, его вы почти не будете видеть на игре, как мастер, а в конце узнаете, что он выиграл все что мог, закрутил интриги с половиной полигона и сделал какую-то невообразимую хитрожопость исключительно чужими руками и своим умением уговаривать. И при этом ни разу не засветился публично.
Недостатки: не любят светится. Белый Совет он прогнет не крутым выступлением, а поговорив с каждым его членом в кулуарах. Поэтому лучше не давать им роли, которые требуют читать речи на главной площади и вести за собой войска.
Достоинства: зато вот в ролях тайных лидеров и глав шпионских или преступных сетей просто незаменимы. Это тот самый Мориарти, которого не будет подозревать вообще никто на полигоне, который во время каждого преступления будет в другом конце полигона, и даже мастера не будут понимать, как он это все организовал, и считать, что это само так получилось.
Признаки: как правило увлекаются психологией, хотя редко работают в этой области. Вокруг них часто формируется тусовка, и хотя вроде бы они довольно тихие, чувствуется, что это именно их тусовка. Говорят почти всегда по делу, не любят отклонятся от темы разговора. Вы можете быть знакомы с ними длительный срок и только потом случайно узнать яркий факт их биографии. Почти всегда в их жизни есть какой-то факт, которых плохо сочетается с их внешним образом.

Звезда.
Идеальный публичный политик. Каждое свое действие он будет делать так, чтобы оно отозвалось максимальному количеству народа. Он будет читать проникновенные речи и убеждать людей в том, что черное - это белое, так что они начнут использовать снег вместо углей, и называть его святым, даже если точно видели, как он лично грабил банк и убивал младенцев.
Недостатки: им патологически нужна слава, им необходимо быть в центре внимания. Поэтому на роль Мориарти они не подходят. То есть сеть-то они построят, ибо хитрожопости в них не меньше, чем в Тенях, но при этом сидеть в другом конце полигона им будет так скучно, что они непроизвольно будут вести себя так, что их будут подозревать во всем все окружающие. Это - те самые суперзлодеи, которым необходимо оставить визитку на месте преступления.
Достоинства: в качестве дипломата, публичного политика итп, они идеальны. А так же в качестве официального лидера. Их запомнят все, кто находился с ними в радиусе видимости, их будут считать главами даже, если на деле это не так, им будут верить, даже зная, что они врут.
Признаки: очень громкие и много шутят. Все делают очень заметно и привлекают внимание, даже когда молчат. Часто рассказывают истории про свои достижения. Вообще любят и умеют красочно рассказывать что-либо. О них всегда ходит много слухов и забавных историй. Возможно, вы узнаете, что их знают в какой-то совершенно неожиданной тусовке.

Общие рекомендации: ставьте оба Экстра-Класса на роли, где они могут давать замес другим. Завязывайте на них людей не стесняясь. Они любят и умеют делать им игру (каждый по-своему), и игроки будут ссать кипятком от того, как им было круто от этого. Главное - не перепутайте их местами. Потому что Звезды не умеют не палиться, а Тени - быть в центре внимания.

И под конец очередной раз прошу, не воспринимать вышесказанное как систему постановки клейма на лоб или объярлычивания людей. И не надо просить меня сказать "а какого я типа?". Эта теория совсем не для того, чтобы сказать людям "Вы тихо себя ведете, значит вы - <термин>, что объясняет, почему вы тихо себя ведете".
----------------------------------------------------
Tags: методическое, практика игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments