Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Categories:

«Меч отважного: Легенда о сэре Гавейне и Зеленом рыцаре»

Пахом очень любит легенду о сэре Гавейне и Зелёном Рыцаре и к этому сюжету периодически возвращается. Вчера устроил серфинг на эту тему; в сети попал чудный мультик на английском, по каноническому сюжету, изумительно рисованный в "витражном стиле", и более чем вольная интерпретация 1984 г. под названием «Меч отважного: Легенда о сэре Гавейне и Зеленом рыцаре».

Вот тут можно подробно прочесть о самом фильме: http://sean-connery.narod.ru/sword.html

Это чтоб не пересказывать, а только добавить своего, потому что с автором статьи я во многом согласна. И всё же думаю, что сохраню это кино для себя. Фильм, действительно, очень слабый, но есть, есть в нём некоторые нюансы, которые странным образом цепляют.

В первую очередь это работа художника - изобразительно фильм сделан в роскошной прерафаэлитской манере с добавлением средневековой живописи, буквально узнавались образы со знакомых и любимых картин - люди, пейзажи, костюмы, интерьеры (росписи, мебель!), замки, туман на тропе, цветущий яблоневый сад, Зелёная Часовня...

Ну ещё бы! Места съемок: Кардиффский замок (http://www.cardiffcastle.com), Кардифф, Замок Кох, Уэльс, Великобритания; Замок Пьерфон (http://baranovna.narod.ru/France2005/08Pierrefonds.htm, http://www.castle-france.ru/puerfon/puerfon1.htm), Папский дворец, Авиньон, Франция.





















Прекрасный комплект классических романтических и сказочных клише - развевающиеся и сверкающие ткани, белые одежды, фантазийный покрой вне времени и эпохи, неправдоподобно сверкающие доспехи. Узорные латы, украшенные витражно просвечивающей эмалью - наверно, только в сказках такое и бывает.

Главный герой с внешностью и причёской робота Вертера (ах!).







Отдельно - Зелёный Рыцарь в короне с изображениями плюща и остролиста, с оленьими рожками, и в доспехе, украшенном прозрачными зелёными листьями плюща, в плаще как будто из мха и листьев.











Но обидно, ах, как обидно! Так, в идеале, выглядит прекрасная романтическая сказка, предельно возвышенная, эпичная, на хорошем градусе здорового пафоса, на полном серьёзе, в сиянии солнца на клинках, доспехах и витражах. Если бы создатели фильма не струсили (или им хватило бы вкуса) выдержать фильм в такой манере - он мог бы занять непоследнее место на полке с киносказками.

Однако наличие в фильме дурацкого и типового "низкого юмора", грубо впендюренного промеж прекрасных возвышенных сцен, убивает весь пафос, десакрализирует и опускает кино на уровень тупых американских комедий. Окей, ну сделали бы откровенную комедию, тоже вариант, в духе Монти Пайтона и всё такое. Но создатели фильма не удерживаются ни в каком определённом ключе; на выходе имеем жанровое месиво, очевидно, призванное угодить всем вкусам сразу, но в итоге не годящееся вообще никуда.
От изначального сюжета осталось крайне мало - собственно зачин и немножко финала, остальное - произвольная нарезка из разных моментов разных легенд о разных рыцарях, совершенно непонятно как приводящая к финалу. Идея с загадкой (которую по этой версии должен за год разгадать Гавейн, чтобы Зелёный Рыцарь снял с него его обязательство) как стержень не срабатывает, потому что объявлена, но не поддержана сюжетно, точнее - временами её пытаются грубо притянуть за уши, иначе никто бы и признаков не нашёл. Вообще - логика повествования не простроена, эпизоды сшиты очень грубо, много откровенных смысловых дыр, когда непонятно, что здесь, куда и почему. Персонажи появляются ниоткуда и деваются никуда (как та же Фея Моргана или злобный барон). Сложные отношения возлюбленной Гавейна Линетты с сэром Бертилаком лично для меня так и остались непрояснёнными. То ли она вышла за него замуж, то ли живёт при нём как сестра, то ли он просто с ней тупо и невозвышенно спит, и почему и куда она улетает в итоге?

Идея с зелёным поясом прекрасной дамы извращена до полной противоположности. В этом варианте именно этот артефактный пояс спасает Гавейна от удара, который Зелёный Рыцарь наносит без дураков, после чего герой вскакивает и в схватке поражает врага смертельно.

То есть, выходит, что по их концепции Зелёный Рыцарь - это явно какой-то крутой фейри, который решил жестоко (но честно и не без идеи) пошутить-поиграться - и так же честно поплатился за это, а герой в ходе поисков разгадки повзрослел и помудрел. Такая вот интерпретация.

Да, кстати, король Артур у них уже натурально старик, Круглого Стола нет в помине, равно как и наличия традиции не приступать к праздничной трапезе, пока не случится какое-то приключение, а сэр Гавейн, вызывающийся вступить в игру с Зелёным Рыцарем - вовсе даже не сэр, а никому не известный юный сквайр, которого в рыцари посвящает тут же, не отходя от кассы, растроганный дедушка-король, в то время как все рыцари трусливо жмутся и думают только о жратве и выпивке.



Что касается игры актёров - она временами есть. Шон Коннери в роли Зелёного Рыцаря - это само собой, Гавейн дивно хорош, когда делает возвышенное лицо, но совершенно негоден и полностью выпадает из образа, когда пытается играть полагающийся по сценарию тупой юмор; колоритно блеснул проходной персонаж - сенешаль злого барона, волшебно хороша Моргана (кстати, непонятно совершенно, а чем она там им такая злая-то? кусок сюжета явно отгрызен, возможно, при монтаже), повеселила старуха - владычица потаённого Лионесса. Неожиданно произвела впечатление обличительная речь короля Артура к своим рыцарям.
Сын барона, Чёрный Рыцарь, сэр Бертилак, леди Линетта - откровенно невнятны, можно и нужно было сделать ярче. Они же только ходят и говорят, стараясь что-то изобразить.
Непонятного социального статуса оруженосец Гавейна Хамфри ("друг героя") и толстый вороватый монах ("неожиданный помощник героя") - тоже какие-то недотянутые носители "юмора", явно не из этой сказки.

В общем, совершенно непонятно, зачем было выдумывать какую-то сюжетную мешанину, когда можно было просто снять кино по каноническому сюжету. С такой картинкой оно могло получиться очень здорово. А так - острое разочарование, очень характерное для моментов, когда видишь вещь, которая могла бы быть действительно красивой, не только на вид, но в полноте - однако благодаря чьему-то халтурству не стала - и не станет уже никогда. Такая вот тоска по несбывшемуся.

Tags: волшебное, картинки, под лупой, тряпочки-куколки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments