Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) (kat_bilbo) wrote,
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо)
kat_bilbo

Categories:

Образование не для всех

Оригинал взят у goncharov_kiril в Образование не для всех

На прошлой неделе пришли мне два письма на одну болезненную для нашего общества тему.
Владимир Ахапкин из Москвы и Екатерина Бабко из Ханты-Мансийска хотели бы учиться в московских ВУЗах. Оба они успешно окончили школу и прошли бы вступительные экзамены. Но, как оказывалось, в лучших университетах страны нет места для людей с ограниченными возможностями.

 Владимир закончил школу в 2004 году, сейчас ему 22 года. Володя ведет настолько активный образ жизни, что ему многие могут позавидовать: он один из немногих мужчин-фотомоделей с ограниченными возможностями, интересуется модой и дизайном, участвует в социальном проекте «Я есть». Он пишет рассказы и стихи, ведет блог: http://dis-model.livejournal.com/  и хотел бы стать писателем. Володя много читает, но понятно, что  образование - это не только книги, но и социум: педагоги, сокурсники. Поступить в Московский государственный университет  на филфак - то, чего ему бы очень хотелось.

 

Но в МГУ нет пандусов, и Володя физически не может попасть даже на вступительные экзамены.
«Когда я звонил в разные ВУЗы, люди либо от темы уходили, либо говорили что нет пандусов», - рассказывает он.  Он позитивно смотрит в будущее, его социальный проект «Я есть» создан для того, чтобы изменить отношение людей к инвалидам. Владимир хочет, чтобы люди с ограниченными возможностями больше поверили в себя и не были оторваны от мира, как сейчас.  «Я хочу, чтобы они поняли, что могут добиться всего, чего хотят, несмотря на свои ограничения», - пишет Владимир. И тут же размышляет о том, как ему  достичь своей цели, поступить на филфак: «Воля это важно, но без условий мы ничего не сможем»,- пишет Володя.

Другое письмо – от Екатерины Бабко из Ханты-Мансийска.  «Мне 21 год,- пишет она,-  я прикована к инвалидной коляске с 5 лет». Еще в восьмом классе Катя решила учиться психологии в Москве - в Москве высокий уровень образования, широкие возможности трудоустройства. «Для меня, как для инвалида, важно быть конкурентоспособной на рынке труда, чтобы работодатели были заинтересованы во мне, как в специалисте»,- пишет она.

Катя закончила школу  в Нижневартовске и начала готовиться к поступлению. «Я выходила даже на Минобразования РФ и там мне  порекомендовали Российский государственный социальный университет»,- пишет Катя.  Пандусы в учебных корпусах РГСУ есть, но общежития не оборудованы как надо.  При всей декларируемой «социальности» ВУЗ не разрешает пускать в общежитие сопровождающих, а Катя одна не может даже одеться.

В родном Нижневартовске Катя тоже не смогла найти подходящий ВУЗ  из-за того, что университет абсолютно не приспособлен: нет ни лифтов, ни пандусов. Поэтому ей пришлось поступить в ЮГУ (Югорский государственный университет) в  Ханты-Мансийске.

Жить в этом городе для Кати опасно для жизни. Зимой в Ханты-Мансийске средняя температура - -30.  Она пишет, что в общежитии плохо топят, автобусы ходят плохо, она  постоянно замерзает, а при ее диагнозе, ревматоидном артрите, переохлаждаться категорически нельзя.
Последние полтора года она пытается перевестись в Москву – пока тщетно.  Этим летом она собиралась поступать в РГГУ на клиническую психологию. И ей вроде как обещали, что специально для нее поставят пандусы в университете. Но общежитие оказалось не приспособленным.
«Хотя мне давали гарантию, что мне и моей маме (она является моим сопровождающим лицом) дадут отдельное жилье, но не было гарантий, что в комнате будет санузел и душ.
Конечно, может показаться, что я очень многого требую, но на самом деле это не так. Просто я совсем не хожу, и пользоваться общественным душем и санузлом я не могу, тем более для этих целей (принять душ, и т.д.) нужны специальные условия»,- пишет Катя.

В итоге переговоры с ВУЗом зашли в тупик – никто не смог внятно сказать, поставят ли пандусы к началу года в учебных корпусах, смогут ли оборудовать комнату для Кати.

 «Поэтому я осталась в ЮГУ и теперь приходится заказывать каждый день такси, чтобы добраться до университета. Пользоваться общественным транспортом тяжело, и даже такси не выход из ситуации: после нескольких заказов водители отказываются ехать, хотя мы им платим по тарифу»,- пишет Катя.

Оставлять это дело просто так было нельзя. Ведь таких, как Катя и Владимир в нашей стране десятки тысяч. Они хотят учиться, совершенствоваться, работать, но не могут это сделать. Поэтому я решил проверить, как обстоят дела, на себе - позвонить в ВУЗы и узнать, как обстоят дела с пандусами. Говорил, что хочу получить информацию для своего друга.

В МГУ мне сразу сказали, что в старом здании никаких пандусов нет и быть не может. На вопрос, как быть инвалидам колясочникам, не смогли ответить ничего вразумительного.

Сотрудница приемной комиссии МГТУ им. Баумана долго охала в трубку, а в итоге сказала «Лично я бы не советовала к нам поступать  – это одно мучение. Выберите какой-то другой ВУЗ».



 В МГТУ есть лифты – и все. Главное здание на Яузе никакими пандусами не оборудовано, кроме того студенты  переходят из одного корпуса в другой в течение дня, а это значит, что кроме лестниц студент с ограниченными возможностями должен преодолеть проезжую часть, мост и бордюры. Девушка в приемной рассказала, что у них учится один мальчик на коляске, и его везде возят сокурсники.

Положиться на помощь сокурсников мне предложили и в Российском государственном гуманитарном университете, куда собиралась поступать Катя. Пандусы там собирались установить, но так и не установили, и в ближайшее время не собираются.  Внутри главного здания, где расположен деканат, есть лифт, но на входе – ступеньки. В приемной ректора мне ответили, что у них учатся инвалиды, но как они попадают в аудитории, не знают: говорят, их переносят через окно вместе с колясками.
Я представил себе, как студенты, которым посчастливится учиться со мной, будут таскать мое  60-килограммовое тело и коляску из аудитории в аудиторию, в столовую, в туалет… Кстати оборудованных туалетов в ВУЗе, разумеется, тоже нет.


Владимир, кстати, рассказал, что он, в отличие от других людей с ограниченными возможностями не стесняется просить о помощи, но и ему бы не хотелось быть обузой. «Многим неловко просить о помощи. Нам важно быть самостоятельными, пусть на слабых ногах, но самим подниматься по лестнице. Я не хочу, чтобы меня жалели, я хочу, чтобы не было различий между здоровыми людьми и людьми с ограниченными возможностями»,- пишет Владимир.

В Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) есть и лифты, и пандусы, и даже оборудованные туалеты – правда, только в главном корпусе, до которого ехать 100 метров по коридору. В здание попасть, как мне сказали, не сложно: на входе есть пандус, но через крутящиеся двери я не пройду.  Вежливый молодой человек из приемной комиссии попросил заранее предупредить, когда я подъеду, чтобы в ВУЗе открыли другую дверь, через которую я смогу пройти. Остался пустяк – поступить в МГИМО, где конкурс – от 7 человек на место. Владимир рассказал, что, помимо того, что ВУЗы не оборудованы для инвалидов, есть и другая проблема - дипломы. Он, как и многие инвалиды-колясочники, не имел возможности ходить в общеобразовательную школу и закончил… школу для умственно-отсталых! Умный, талантливый парень, но с таким аттестатом путь в МГИМО ему заказан…

На психфаке МГУ на  вопрос, почему чужие люди должны таскать меня по факультету, мне ответили: «вы не волнуйтесь, это психологический факультет, здесь обязательно будут люди, вам сочувствующие». В историческом здании на Моховой постройки 1900 года, где кроме психфака располагаются Институт стран Азии и Африки и факультет журналистики, никто пандусы построить не разрешит. Так мне, по крайней мере, сказали в приемной комиссии. 

В общем, ситуация плачевна. Часто сотрудники ректоратов и деканатов даже не знают, как у них обстоят дела с инфраструктурой для людей с ограниченными возможностями. И если здоровые сотрудники деканата не в состоянии даже спуститься вниз и узнать, есть ли у них лифты и пандусы, что ж говорить об инвалидах…

Я считаю, что права инвалидов должны быть защищены, причем не для галочки, а по-настоящему. Я решил серьезно заняться этой темой. Уверен, если мы объединим наши усилия, мы сможем что-то изменить. А пока что предлагаю всем обсудить, что именно мы должны сделать, чтобы молодые и талантливые ребята не были бы вынуждены зарывать свой талант в землю.
Tags: про жизнь
Subscribe

  • Какое урожайное ныне Рождество

    …И город как пещера в Бет-Лехем, и мы как тени, - так сказал Сократ. Ну, что сидишь, богема из богем, унылый виноградарь-ретроград? Цари и маги в…

  • Ещё трое...

    Трое лучших спецагентов экипированы по полной. Важная миссия. Умные гаджеты. Плутоний в боксе. Стволы. Провизия. Эта троица стоит лучшей…

  • С Рождеством всех, кто празднует сегодня!

    Наискосок по медленной воде, в которой небо медленное тает, плывёт беззвучно лодочка пустая к рождественской мерцающей звезде. Вода темна, от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments